Рубрикатор |
Статьи |
16 сентября 2016 |
В.ЩЕТИНИН: Провайдеры стали строить ЦОДы более вдумчиво, с оглядкой на окупаемость
Рынок услуг дата-центров, хоть и демонстрирует завидный для многих отраслей рост, испытывает на себе все «прелести» нынешней экономической ситуации в стране.
Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №7-8`2016, «ЦОД. Russian Edition». Часть I.
? «ИКС»: Как за последние год-два изменилась ситуация на рынке строительства дата-центров? Под какие сервисы строят сейчас ЦОДы в России?
Сергей РАССКАЗОВ, генеральный директор, DataSpace: Строительство дата-центра – это серьезное, многомиллионное инвестиционное решение, эффект от которого и возврат на инвестиции ожидается в течение нескольких лет. В условиях растущей экономики, при наличии очевидных стимуляторов развития, такие решения принимаются проще, чем в условиях кризиса. Это справедливо как для корпоративных проектов, так и для игроков рынка коммерческих дата центров. Два года назад, когда рынок рос, многие компании анонсировали планы по строительству новых площадок, однако с входом в новую реальность курса рубля, а также с замедлением экономики в целом многие планы были пересмотрены.
Есть и хорошие новости. Мы видим динамичное развитие и облачных технологий и повышенный интерес к ним во всех секторах, включая государственные компании. Количество обрабатываемых данных неуклонно растет, требования к их хранению усиливаются, вектор развития очевиден, раньше или позже индустрии потребуются новые вычислительные мощности и дата-центры для их размещения. Рынок дата-центров будет расти и это подтверждается исследованиями ведущих аналитиков. В этих условиях крупные игроки, особенно те, у которых есть необходимый запас прочности и наличие свободных мощностей, которые они могут направить на удовлетворение своих потребностей и потребностей своих клиентов, будут в более выгодных условиях.
Владимир ЩЕТИНИН, заместитель управляющего директора, IXcellerate: Улучшилось качество строительства, стало меньше ошибок при проектировании и строительстве, объекты строятся более профессионально. Причина – широкое распространение международных стандартов в РФ и наработка опыта заказчиками и исполнителями.
Провайдеры стали строить более вдумчиво, с оглядкой на окупаемость. Многие проекты, окупаемость которых не очевидна, заморожены. Как правило, строить начинают при наличии «якорного» заказчика. Хорошей практикой стал постепенный ввод мощностей в эксплуатацию и инвестирование в дополнительные ресурсы по мере появления заказчиков. Жизнь показала эффективность этого подхода. Заказчики стали активнее рассматривать аренду коммерческих ЦОД как замену собственным серверным комнатам с целью перевода капитальных затрат в операционные расходы. За исключением единичных случаев коммерческие ЦОДы, как и раньше, строятся универсальными объектами, подходящими для оказания любых видов сервисов, начиная от базовых услуг размещения оборудования (colocation) до облачных услуг SaaS.
Айрат МУСТАФИН, менеджер коммерческих проектов, Linxdatacenter: Если рассматривать ситуацию в ретроспективе, то следует взять не последние год-два, а 5-7 лет – тогда лучше видны тенденции развития отрасли. Следует отметить, что за это время заказчик стал более зрелым. Если ранее преобладала тенденция строительства собственных ЦОДов, то теперь заказчик понимает, что каждый потраченный рубль имеет значение, и за свои деньги он хочет получить качественный сервис. При этом в тех случаях, когда встает выбор между дорогим развитием собственной инфраструктуры и получением более качественных услуг за меньшую сумму от сторонних компаний, достаточно часто заказчик принимает решение в пользу коммерческого ЦОДа. В целом данная тенденция не зависит от размера компании. Услугами коммерческих ЦОДов пользуются как стартапы с арендой 2-3 юнитов, так и государственные корпорации с арендой от нескольких десятков до сотен стоек и большим набором дополнительных услуг. Выбор заказчиков во многом стал определяться соотношением «цена-качество».
Илья АСТАХОВ, директор Департамента развития сетей и платформ, "АКАДО Телеком": Все больше ЦОД строится на перспективу размещения платформ виртуализации и предоставления облачных сервисов. Но для основной части дата-центров в приоритете по-прежнему услуги colocation.
Павел КОЛМЫЧЕК, руководитель сети дата-центров КРОК: Ключевая тенденция последнего времени на рынке ЦОДов — стабильно негативное экономическое положение многих заказчиков, которые приостанавливают крупные инфраструктурные проекты, к числу которых относится и строительство дата-центров. В данной ситуации российские компании вынуждены использовать вычислительные ресурсы в аренду, причем на первый план выходит не столько collocation, сколько сложные услуги, например, облачные. По этой причине стимул для развития получают облачные провайдеры.
Максим ЗАХАРЕНКО, генеральный директор, «Облакотека»: Основных тенденции на этом рынке сейчас две. Первая — это стагнация спроса на физические услуги (стойки, физические мощности) ЦОДов в соответствии с общей экономической ситуацией. Вторая — рост спроса на облачные сервисы (виртуализированные мощности), что требует высокой плотности монтажа оборудования. ЦОДы, удовлетворяющие этому критерию, имеют преимущества.
Александр ТРИКОЗ, директор по производству, Bell Integrator: Так как основные комплектующие ЦОДа по прежнему импортные, то цена строительства ЦОДа в результате кризиса увеличилась. В этой ситуации, прежде чем строить ЦОД, организация должна убедиться, что использованы все методы повышения утилизации оборудования. Основным способом повышения утилизации является виртуализация или построение частного облака. Кризис увеличил темпы внедрения облачных решений. ЦОДы строят с учетом того, что в них будут ставить платформы виртуализации. При этом даже если по форме аренды это может быть colocation, внутри него все равно может устанавливаться платформа виртуализации.
Большинство коммерческих дата центров увеличивают свое портфолио в области облачных решений.
Георгий МАЛЫШЕВ, коммерческий директор, GreenMDC: В течение последнего года ситуация на российском рынке ЦОД менялась очень быстро. Из-за кризиса активный рост рынка 2013–2014 годов быстро потерял свои темпы. Нестабильность курса валют стала причиной увеличения срока запуска в эксплуатацию многих новых проектов. Некоторые проекты так и не были запущены. Тенденция 2016 года — это приобретение модульных ЦОДов в лизинг, что позволяет компании отказаться от инвестирования огромных средств в краткосрочном периоде и перенести расходы из капитальных в операционные статьи бюджета. Такая возможность дает вторую жизнь многим проектам, которые не могли быть реализованы ранее. Также произошел заметный рост спроса в области облачного хранения и виртуализации рабочих платформ.
Дмитрий БУТМАЛАЙ, директор отделения облачных платформ и сетевых решений, IBS: В настоящее время уровень проникновения Интернета в России превышает 70% – это очень высокий показатель, особенно с учётом размеров нашей страны. Кроме этого, Россия – одна из немногих стран, в которых существенную долю рынка которых занимают собственные нтернет-компании, генерирующие контент, поэтому неудивительно, что даже не смотря на кризис, ЦОДы продолжают строиться, и этот рынок продолжает расти (хотя уже и не двузначными цифрами). Нынешние российские дата-центры можно разделить на три основных типа: ЦОД, который предназначен для серверов или стоек заказчиков (colocation), ЦОД для размещения собственных серверов компаний (включая ЦОДы госорганов) и ЦОДы для предоставления облачных услуг. Так как у нас пока нет компаний уровня Microsoft Azure, Amazon Web Services или Rackspace, то ЦОДы третьего типа встречаются достаточно редко, чаше всего для этих сервисов выделяется машинный зал или блок стоек в дата-центре первого типа.
Артём ГЕНИЕВ, архитектор бизнес-решений, VMware: Ситуация на рынке строительства ЦОДов изменилась не в лучшую сторону. По нашей оценке, которая поддерживаются статистикой, инвестиции в него заметно сократились. Есть известные проекты в корпоративном сегменте, начатые несколько лет назад и сейчас переходящие к этапу фактической реализации, но новых проектов немного. Если говорить про коммерческие ЦОДы, то структура оказываемых услуг принципиально не меняется. В основном они строятся под услуги с простой и предсказуемой коммерческой моделью, предоставляющей относительные гарантии окупаемости инвестиций в проект – это хостинг и collocation. Доля услуг с более высокой добавленной стоимостью, здесь речь идет про облачные сервисы, постепенно растёт, но в целом по рынку не превышает 15% в доходе коммерческих ЦОДов.
Сергей АНДРОНОВ, директор Центра сетевых решений компании «Инфосистемы Джет»: Сегодня на рынке наблюдаются два тренда: реинжиниринг и возобновление строительства новых дата-центров, ранее приостановленное по тем или иным причинам. Особый интерес представляет процесс реинжиниринга. Для коммерческих центров обработки данных построено уже множество площадей. Но, как показывает практика, их КПД недостаточно высок, а функционал не соответствует тому, что ожидал заказчик на этапе постановки задач. Так происходит, в первую очередь, из-за временных затрат на построение дата-центров. Часто ЦОД строят под одни архитектурно-технические требования, а на момент окончания строительства размещать необходимо уже нечто другое.
Еще один тренд – виртуализация серверного оборудования и сетей, то есть строительство программно-определяемых ЦОДов. Именно виртуализация помогает решить вопрос дефрагментации свободного места в дата-центре и оптимизации его ресурсов. Заказчики больше не рассматривают ЦОД как просто стойки и киловатты. Они рассматривают сервисы, которые предоставляет дата-центр. И при этом важна не столько аппаратно-архитектурная платформа, сколько бесперебойное функционирование сервисов, возможность их наращивания за минимальное время и получение моментального результата. Поэтому при построении ЦОДов речь сейчас больше идет про облака. Но в этом вопросе мы еще пока находимся в начальной стадии – заказчики и провайдеры научились виртуализировать машины, а к виртуализации остальных систем вплотную еще не подошли. Только когда эти механизмы будут отточены, их можно будет применить на территориально-распределенных ЦОДах с гарантированными широкими каналами.
Среди тенденций последнего времени также можно отметить уход провайдеров от услуг классического collocation и стремление предоставлять высокоуровневые сервисы для того, чтобы использовать инфраструктуру более эффективно с точки зрения загруженности. В свою очередь, у заказчиков подобные сервисы весьма востребованы.
Алексей МАМРОВ, руководитель направления отдела ЦОД департамента системных инженеров, ГК «Компьюлинк»: В течение двух последних лет – период санкций и роста курса иностранных валют по отношению к рублю – ситуация на рынке строительства дата-центров характеризуется постепенным разворотом пользователей от закупки и установки оборудования производства ведущих мировых производителей (IBM, HP…) к использованию продукции наших восточных партнеров (Huawei, Lenovo…). Кроме того, растет интерес к разработкам отечественных производителей (Аквариус, Kraftway, DEPO Computers…). Несмотря на кризис, отчеты различных аналитических агентств показывают, что общее число дата-центров растет, причем положительная динамика сохранится и в 2017 г. Но с 2018 г. количество вводимых в эксплуатацию новых ЦОДов начнет сокращаться, но не по причине снижения спроса на них, а в силу того, что на первый план выйдут так называемые мегаЦОДы, консолидирующие в себе огромные мощности по обработке и хранению информации.
В настоящее время достаточно много дата-центров, предоставляющих услуги PaaS, в то же время постепенно на рынке появляются дата-центры, предоставляющие услуги SaaS, но их применение ограничено требованиями федерального законодательства, в том числе по защите персональных данных.
Максим ШТАБЦОВ, заместитель генерального директора, «ИНСИСТЕМС» (ГК ЛАНИТ): На мой взгляд, в прошлом году было всеобщее затишье, в том числе и в ЦОДостроении. В 2016 году рынок стал оживать: возобновляются приостановленные проекты, появляются новые, все больше ЦОДов планируются под конкретные задачи.
Сергей САМОУКИН, заместитель руководителя департамента облачных технологий группы компаний Softline: За последние несколько лет существенно увеличили свои мощности текущие лидеры рынка ЦОДов. Новых коммерческих игроков на рынке сolocation появилось крайне мало, это обусловлено ситуацией в экономике. Превалирует строительство небольших ЦОДов и серверных под нужды конкретных организаций, т.е. строят сами для себя и в небольшом объеме. Начинают появляться дата-центры, ориентированные исключительно на предоставление облачных услуг.
Евгений ГОРОХОВ, исполнительный директор, Stack Group: Темпы строительства коммерческих дата-центров последние два года несколько уменьшились, и произошло это в основном по двум причинам: финансовый кризис и избыток предложения на рынке (по разным оценкам, порядка 7,5 тысяч стоек). И если прогноз по первому из этих факторов дело весьма непростое, то по вопросу избыточного объема ресурсов можно с уверенностью сказать, что естественный рост автоматизации и повсеместный переход к использованию облачных сред в последнее время оказывают значительное давление на баланс спроса и предложения на рынке. Таким образом, в ближайшее время существующий на сегодня избыток ресурсов будет сокращаться, и мы, вероятно, увидим новые попытки инвестирования в строительство дополнительных мощностей. Тем более, что достаточно большое количество площадей под стойки находится в высокой степени готовности.
Подготовила Евгения ВОЛЫНКИНА