Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 7 2007 |
01 июля 2007 |
«Свет мой, зеркальце, скажи…»
Участникам фокус-группы было предложено проранжировать значимость для них (в процентах) тех или иных мер государственной поддержки предприятий SMB в отрасли связи и ИТ, вынести свою оценку сфере нормативного правового регулирования, уровню дискриминации предприятий SMB по сравнению с крупными и охарактеризовать основные источники стартового капитала и финансирования развития компаний SMB-ИКТ.Независимо от основной сферы деятельности и числа работающих на предприятии сотрудников наша аудитория на первое место среди мер государственной поддержки SMB поставила «Облегчение доступа к внешним источникам финансирования» (88%). Менее значимую роль играют «Повышение эффективности защиты интеллектуальной собственности» (82%) и «Налоговые льготы и преференции» (65%). Провайдеры домашних сетей считают, что «государственной политики в отношении SMB в сфере ИКТ просто нет». Таким образом, наибольшие трудности предприятия испытывают в области привлечения внешних источников финансирования и избыточной налоговой нагрузки.
Ранжируя систему предпочтительных действий государства по облегчению доступа к источникам финансирования предприятия, самые большие надежды участники фокус-группы связывают с формированием системы венчурного финансирования (51%) и субсидированием процентной ставки по кредитам (44%). Выставленные оценки еще раз показывают, что существующая рыночная стоимость кредитных ресурсов не позволяет предприятиям активно их использовать в своей финансово-хозяйственной деятельности, а отсутствие строго выстроенной системы государственных гарантий делает деятельность предприятий в этом сегменте рынка высокорискованной.
Бо’льшую часть сфер нормативного правового регулирования (за исключением лицензионной деятельности и сертификации) можно считать не вызывающей полного одобрения всех субъектов рынка.
C точки зрения дискриминации по сравнению с крупным бизнесом предприятия SMB по степени важности назвали: доступ к финансовым ресурсам (72%); возможность получения муниципального или государственного заказа (60%); доступность источников информации (55%); выход на рынок сырья, материалов,комплектующих (52%). В некотором отдалении идут оценки доступа в органы власти для отстаивания своих интересов (42%) и наем квалифицированных кадров (35%).
Симптоматично, что почти все респонденты считают важной господдержку, направленную на продвижение предприятий на внешние рынки. Среди мер (отмечены по значимости): субсидирование маркетинговых исследований и участия в международных выставках (80%), предоставление маркетинговой информации и консультирование по линии торговых представительств (73%). В то же время некоторые участники опроса полагают, что российским предприятиям SMB, кроме сегмента ИТ, пока рано выходить на международную арену.
Анализ источников стартового капитала и финансирования развития предприятия показывает четкую тенденцию расчета предпринимателя на собственные средства (100%) и привлечение финансов своих близких или заинтересованных в бизнесе лиц. Наиболее распространенные оценки: «Личные сбережения учредителей» (85%), «Привлечение средств или имущества новых компаньонов» (80%), «Средства, полученные взаймы у друзей, знакомых и родственников» (65%). «Кредиты банков» и «Помощь, ссуды других организаций» – соответственно 57 и 27%. Финансовая поддержка властей занимает последнее место в рейтинге – 15%.
На вопросы: «Обращалась ли ваша компания в региональные или муниципальные органы власти за получением налогового кредита и пользуетесь ли вы налоговыми льготами, установленными региональными или муниципальными органами власти как предприятия?» и «Получала ли ваша компания когда-либо государственную помощь?» все компании-респонденты единодушно ответили: «Нет! » Подводя краткий итог исследованию, можно сказать, что к основным проблемам развития предприятий SMB следует отнести скудное финансирование ввиду отсутствия возможности получения дополнительных ресурсов, как банковских (в виде кредитов, займов и прочее), так и государственных и муниципальных (в виде заказов), несовершенство регуляторной базы и госпротекционизм в отношении крупного бизнеса
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!