Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 7 2007 | ![]() |
![]() |
01 июля 2007 |
Малые игроки большого бизнеса
От малых причин бывают большие следствия.Козьма Прутков
Какие они, малые?
В определении сегмента SMB (small and medium business) единства нет. Зарубежные и отечественные эксперты не могут прийти к консенсусу в выборе ключевых критериев – активы, оборот или штат (табл. 1)?
В России малым считают предприятие, средняя численность работников которого не превышает в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 чел., в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 чел., в оптовой торговле – 50 чел., в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 чел., в остальных отраслях – 50 чел. Предприятие среднего масштаба имеет, в свою очередь, от 100 до 1000 сотрудников. Оборот средних компаний обычно не превышает $100 млн (западная планка – $200 млн).
Несмотря на растущую роль в экономике и впечатляющие масштабы развития, отношение к отражению ее успехов в официальной отчетности по инерции пренебрежительное. Российская статистика не только не замечает профессионального разнообразия ИКТ-компаний, но и с 2005 г. объединяет их с предприятиями транспорта. Национальный средний класс всех видов деятельности как бы не существует вовсе, растворяясь в результатах крупного бизнеса. Причину хочется видеть в том, что в отличие от других стран, включая даже КНДР, у нас по сей день нет специального федерального закона об официальной статистической деятельности! Поэтому рынок SMB в сфере инфокоммуникаций в настоящий момент один из самых малоизученных.
Terra incognita
![](/data/087/621/1234/1573_1.jpg)
Каковы же в России масштабы деятельности «ИКТ-пролетариата»?
Как говорил И. Кант, истина рождается там, где появляется цифра. На пути серьезного анализа данной сферы – несокрушимый статбарьер. Тем не менее на основе имеющихся данных попытаемся выстроить эмпирическую лайт-версию на примере малого бизнеса.
ИКТ-предприятий в малом бизнесе (SB), по данным Росстата, всего 2% (в 2000 г. – 1%), т.е. примерно 22 тыс. компаний. Для сравнения: в США почти в 6 раз больше.
Говорить о выдающихся успехах ИКТ«малышей» и обещанном буме стартапов явно преждевременно. Однако налицо положительная, хотя и не выдающаяся динамика почти всех показателей развития, обгоняющая средние данные по сектору SB всех отраслей в целом, но отстающая от отрасли ИКТ (табл. 2, 3).
За 2000–2006 гг. число SB-предприятий связи и ИТ увеличилось соответственно в 1,9 и 2,7 раза. По оценке МЭРТ, к 2020 г. число SB-предприятий, занятых в науке и ИТ, увеличится с 2 до 10% общего числа малых предприятий в России.
Самые высокие темпы роста занятых наблюдались на ИТ-предприятиях, что привело к повышению среднего показателя их численности с 8 чел. (2000 г.) до 15 чел. в 2006 г. Связисты, напротив, стали малочисленнее на 4 чел. (в среднем – 8 чел). В целом же отряд «малышей» составляет порядка 25% всех занятых в ИКТ и 3% среди всех малых.
Их реальный вклад в «продукт» отрасли имеет повышательную тенденцию и за рассматриваемый период возрос с 6,6 до 8,2%. В масштабах сектора SB в целом, наоборот, их доля в выручке катастрофически падает (с 1% в 2000 г. до 0,3% в 2006 г.).
![](/data/085/621/1234/1573_2.jpg)
Растущий малый бизнес – только видимая часть айсберга. Компании, которые чуть подросли и попали в категорию среднего (его в России вроде бы и нет – по крайней мере с точки зрения национальной статистики), по оценкам экспертов, создают не менее 25% общего продукта отрасли. Их параметры развития настолько крепко спаяны со статистикой крупных предприятий, что нет возможности их вычленить.
Суровая правда жизни
Кратко обрисовав ситуацию с малым бизнесом в ИКТ сегодня, отметим несколько факторов, имеющих существенное влияние на его развитие.
![](/data/059/621/1234/1573_3.jpg)
Административный ресурс. Регуляторная база решительно отстает от потребностей авангарда энтузиастов, осваивающего инновационные ниши. Бизнес-ситуация для многих из них абсурдна и тормозит развитие.
Пока в рамках действующего законодательства получить де-факто пропуск на рынок или сложно, или просто невозможно. Предприятия SMB надеются на грамотную корректировку действующих нормативных актов и
мечтают о добросовестной конкуренции – рыночной, а
не административной!
Одна из острых проблем – доступ к имуществу. SMB компании не могут развиваться в условиях дефицита помещений и их дороговизны. По данным МНС РФ, теневые платежи – в первую очередь за аренду помещений – в несколько раз больше, чем уплачиваемые налоги. Сегодня порядка четверти предприятий арендуют недвижимость в органах исполнительной власти, и только треть имеет собственную. Проблему, по мнению SMB-сообщества, можно было бы решить, как это сделано в ряде европейских стран, путем формирования в регионах и муниципалитетах фондов нежилых помещений для сдачи в аренду «на веки вечные». По льготной цене, на прозрачных условиях и под контролем общественных организаций предпринимателей.
По мнению самих бизнесменов, малый бизнес в ИКТ России во многом состоялся благодаря упрощенному налогообложению и налогу на вмененный доход. Но сегодня они не стимулируют рост конкурентоспособности. Дело даже не в ставках налогов, хотя, например, в развивающемся Казахстане для SМB они ниже, чем в России (4–5% оборота и снизятся в 2007 г. до 3%). Во всем мире налогами облагается потребление, а не производство. А после отмены инвестиционной льготы наши развивающиеся предприятия на 24% менее конкурентоспособны, чем большинство их зарубежных коллег.
Таким образом, предприятия SМB никогда не выйдут из «тени», пока «ярем барщины старинной» (нынешняя запутанная и непрозрачная система налогообложения) не будет заменен «оброком легким». А сегодня связист размышляет: «Что лучше – налоговые льготы или дешевые кредиты?»… и выбирает кредиты!
Несколько шагов за горизонт
Еще два года назад президент провозгласил развитие малого и среднего бизнеса одним из приоритетных направлений развития России на ближайшие годы. Чиновничьему аппарату было велено всячески содействовать предпринимательским устремлениям граждан. Примерно раз в полгода российское правительство заседало по этому поводу, но ускорения процесса не наблюдалось. Но сегодня у предпринимателей, похоже, есть повод для оптимизма: «караван больше идет, чем стоит».
Прежде всего следует отметить разворачивающуюся потихоньку федеральную программу развития малого бизнеса. В ее рамках работают программы поддержки начинающего бизнеса, создаются бизнес-инкубаторы, на подходе закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Здесь можно отметить программу «Старт», проводимую Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, в рамках которой ежегодно около 500 молодых инновационных компаний безвозмездно получают от государства до 750 тыс. руб. на проведение НИОКР в течение первого года и еще до 3,75 млн руб. на развитие бизнеса в течение последующих двух лет.
Полтора года назад правительством было принято решение о необходимости разработки концепции кластерной политики – принципиально нового подхода к организации, территориальному размещению и кооперации предприятий, а также о разработке программы создания технопарков. Крупные, «якорные» предприятия более конкурентоспособны, когда вокруг них формируется эффективная система поставщиков из малых и средних компаний – производственных, инновационных, сервисных, предлагающих юридические и консалтинговые услуги.
В результате в ИКТ, как и в промышленности, предполагается сформировать целостный отраслевой кластер. Замкнутый производственный цикл для большинства крупных российских операторов уже не является конкурентным преимуществом, роль аутсорсинга со стороны SMB-предприятий становится все более значительной.
Из инфраструктурных достижений пока, пожалуй, можно говорить только о проектной стадии бизнес-инкубаторов. Но это – площадки для стартующего бизнеса. Помогать ему необходимо, ибо необходимо раскрутить те малые инновационные предприятия, которым удалось выйти на рынок с достойной и конкурентоспособной продукцией. Такое возможно лишь при наличии своих, российских, «бизнес-ангелов», способных дать шанс потенциальным инноваторам без потерь пройти этап налаживания опытного производства. И, конечно же, побудить крупный отечественный финансовый капитал вкладываться не только в нефть и газ в России и недвижимость за рубежом, но и в венчурную инфраструктуру. Венчурная индустрия очень прибыльна. В США последние 20 лет ее принято считать самым высокодоходным финансовым инструментом. Америка тратит на технологический сектор почти $14 млрд, Европа – $5 млрд. В основном инвестиции идут в ИКТ-сектор – на ПО, интернет-технологии, компьютерные комплектующие и т.п. В России венчурной индустрии всего десять лет, она еще не сделала решительных шагов, только робкие движения. Но тем не менее она уже встала на ножки и начинает развиваться.
В апреле в Госдуму внесен давно ожидаемый законопроект «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Наконец-то даются определения субъектов микро-, малого и среднего бизнеса, устанавливается их численность (15, 100 и 250 человек). Законопроект определяет возможность введения финансовых, налоговых, имущественных преференций для субъектов малого и среднего бизнеса, а также мер поддержки внешнеэкономической деятельности и информационной поддержки. В проекте есть новация, связанная с деятельностью венчурных фондов, для которых сделано исключение как для малых венчурных предприятий. Предусматривается создание при органах исполнительной власти разных уровней советов по поддержке малого и среднего предпринимательства, наделенных широкими возможностями. К сожалению, на деле закон регулирует только сферу малого предпринимательства, оставляя за скобками более крупные субъекты предпринимательской деятельности.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!