Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 03-04 2016 |
Лидия ВАРУКИНА | 25 апреля 2016 |
IoT: по какому пути развиваться?
На еще не полностью очерченном поле интернета вещей операторов сотовой связи уже теснят конкуренты. Что делать операторам в этой ситуации? Советует Лидия ВАРУКИНА, директор по технологическому развитию, Восточная Европа, Nokia.
Среди беспроводных технологий, которые очевидным образом будут основными для подключения устройств в мире интернета вещей, к 2024 г., согласно прогнозу Machina Research, будут доминировать технологии малого радиуса действия. Это хорошо знакомые нам Bluetooth, Wi-Fi, а также технология ZigBee, разработанная специально для подключения датчиков в «умном доме». А для работы в сетях М2М, в традиционном сегменте для сотовых операторов, мы можем столкнуться с серьезной конкуренцией с технологиями широкоохватного покрытия маломощными устройствами (Low Power Wide Area, LPWA). Уже сегодня за право обслуживать «подключенные устройства», «умные дома» и «умные города» с операторами сотовой связи борются и интернет-компании, и провайдеры услуг на базе беспроводных сетей.
В городском сегменте сейчас хороший шанс для внедрения имеют новые радиотехнологии Sigfox и LoRa из класса LPWA, работающие в нелицензируемом участке спектра – от 863 до 870 МГц. Они обладают малым энергопотреблением и улучшенным радиопокрытием – по этим параметрам сейчас сотовые технологии проигрывают LPWA.
В Европе провайдеры LoRa и Sigfox, развивающиеся во многом благодаря требованиям регуляторов подключать к интернету приборы учета потребления ресурсов в ЖКХ, составляют настолько ощутимую конкуренцию операторам мобильной связи, что некоторые европейские сотовые компании всерьез рассматривают возможность развертывания сетей этих стандартов. В России свободная полоса частот составляет уже не 7 МГц, а примерно 1 МГц, но для низкоскоростных приложений передачи показаний с датчиков или счетчиков ее вполне может хватить. И компании, продвигающие такие технологии в сектор ЖКХ в России, уже работают.
Напомню, что есть два класса M2M-приложений: к первому относятся приложения, которые могут работать не в реальном времени, а с задержкой, рассчитаны на короткие, иногда даже нерегулярные транзакции. Второй – это приложения, чувствительные к задержкам и требующие высокоскоростной передачи данных. И LoRa, и Sigfox ориентированы на первый класс приложений, их реализация требует развертывания сетевой инфраструктуры, в том числе установки базовых станций. Понятно, что энергетическая эффективность новых стандартов выше, чем у GSM, и сайтов понадобится меньше. Однако для операторов сотовой связи это может быть проблемой, поскольку предполагает размещение на сайтах еще одного типа оборудования и дополнения новыми компонентами ядра сети. Так что с нашей точки зрения развертывание сетей Sigfox или LoRa в целях организации межмашинного взаимодействия для операторов сотовой связи вряд ли будет эффективным.
Как показывает наш опыт, для низкоскоростных приложений интернета вещей достаточно ресурсов сети GSM. Недаром сегодня около 80% межмашинных соединений в Европе реализуются через радиоинтерфейсы GPRS или EDGE. Однако прогнозируемое распространение IoT выводит на повестку дня 3GPP как органа стандартизации и производителей радиооборудования задачу усовершенствовать технологии сотовой связи таким образом, чтобы сети могли поддерживать больше устройств, обеспечивать большую дальность передачи сигнала или работу этих устройств в подвальных помещениях. Кроме того, в планах 3GPP добиться такого понижения энергопотребления сетевого и абонентского телеком-оборудования, чтобы IoT-устройства могли автономно работать до 10 лет без замены батареи.
В свою очередь, компания Nokia планирует вывести на рынок улучшенные радиоинтерфейсы с новым функционалом, прозрачным для уже построенной инфраструктуры сотовых сетей. Наша цель – улучшенное радиопокрытие, сниженное энергопотребление и адаптированная под низкоскоростные приложения скорость передачи данных, к примеру, сотни килобит в секунду, все это можно реализовать на существующем радиоинтерфейсе.
Для работы этого класса IoT-приложений можно использовать узкие полоски шириной 200 кГц, которые не обязательно жестко закреплять за M2M-каналами, их можно переиспользовать и для обычного трафика Такой подход позволит при передаче сигнала с абонентского терминала или работать с уменьшенной мощностью, или улучшить радиопокрытие и снизить затраты на обработку сигнала на приеме. Иными словами, улучшения коснутся как радиочасти, так и Base Band, компонентов сети, который обеспечивают цифровую обработку сигнала.
Демоверсию таких улучшений мы уже представили этом году на MWC в Барселоне, а коммерческий функционал появится к концу 2016 г. Так что мы призываем мобильных операторов дождаться появления решений, которые повысят эффективность работы низкоскоростных IoT-приложений на существующей у них сотовой инфраструктуре.