Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 09-10 2015 |
Борис КОБРИНСКИЙ  | 10 ноября 2015 |
Слагаемые массовости mHealth
С технологической базой для mHealth в мире все в порядке. В моде браслеты для фитнеса, смартфоны с приложениями для измерения пульса, подсчета шагов, калорий и т.п., цены на эти гаджеты по западным меркам демократичные. Предпосылки для массового распространения вроде бы есть.
Правда, в России ситуация с портативными устройствами медицинского назначения заметно отличается от мировой. Даже при прежнем курсе доллара цены на них отпугивали многих. Кроме того, нужно учесть, что наши сограждане относятся к своему здоровью совсем не так, как жители развитых стран мира. У нас прослойка тех, кто готов заниматься своим здоровьем и имеет для этого соответствующие финансовые и временные ресурсы, довольно тонкая, и она остается таковой, хотя в последние годы о том, что пациентов нужно вовлекать в заботу о собственном здоровье, говорят с самых высоких трибун.
Реклама + система
Чтобы технологии mHealth стали массовыми, необходима подкрепленная фактами и результатами научных исследований медицинская реклама. Однако даже при успехе этой пропагандистской кампании не следует рассчитывать, что население начнет активно покупать медицинские гаджеты. Ведь мобильными устройствами интересуются главным образом молодые люди, которые считают себя здоровыми и потому покупают гаджеты совсем для других целей.
Более реально увеличить спрос на решения mHealth за счет тех, у кого лично (или у близких родственников) уже есть проблемы со здоровьем и они готовы потратить на их решение определенные средства. Например, человек выписывается из больницы и ему нужно устройство для контроля артериального давления, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания или других физиологических параметров. Полагаю, что услуги лизинга таких устройств с возможностью последующего выкупа через определенный срок могли бы пользоваться хорошим спросом среди подобных пациентов. Но при условии, что это будет не просто мониторинг пульса, давления и т.п. в автономном режиме, а целая система с передачей данных пациента в центр их автоматической обработки с последующими рекомендациями медицинского характера. Система должна учитывать индивидуальные особенности конкретного человека и предусматривать обратную связь с пользователем хотя бы посредством SMS-сообщений о том, что у него все в порядке или, наоборот, зафиксированы какие-то отклонения и ему следует обратиться к лечащему врачу или даже срочно вызвать «скорую помощь».
Но для организации такой системы нужно движение с разных сторон. Одного энтузиазма масс в деле заботы о собственном здоровье мало, нужно участие бизнеса как поставщика соответствующих устройств и сервисов их обслуживания, приема и обработки передаваемых ими данных, а также государства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Прежде всего, любой прибор, который используется для измерения тех или иных физиологических параметров человека, должен быть сертифицирован. Он должен быть проверен на погрешность измерений: если точность измерения АД с помощью гаджета составляет ±15 мм рт. ст. (это не редкость), то отличить нормальное давление от повышенного не всегда возможно. Необходимо также проверить, насколько эффективно и быстро срабатывают тревожные кнопки, если они имеются в устройстве, и т.д. А если прибор предназначен для подключения к электросети (т.е. создает опасность поражения электрическим током), то необходима дополнительная сертификация на безопасность. Кроме качества оборудования важна организация сбора и обработки нарастающих объемов передаваемой медицинской информации – нужны центры обработки данных и интеллектуальные системы поддержки принятия решений врача.
Суперкомпьютер + интеллект
Разработка интеллектуальных систем для здравоохранения требует большого времени и больших денег. Например, на создание суперкомпьютерной системы Watson компании IBM потрачено порядка $4–8 млрд.
У нас медицинские интеллектуальные системы начинали создавать еще в 70-е годы прошлого века, и в те времена мы лишь немного отставали от американских коллег. Но и тогда счет специалистам-когнитологам, способным разговаривать с врачом на одном языке, шел буквально на единицы. Разработку аналога системы Watson, адаптированного к российской медицине и поддерживающего возможность встраивания в систему электронного здравоохранения, российский бизнес сейчас не потянет, аналога IBM мы не имеем. Государство же давно говорит о том, что здравоохранению нужны системы поддержки принятия решений, однако реального госзаказа с соответствующим финансированием и конкурсами на разработку пока нет.
Пока все проекты с использованием технологий mHealth носят локальный характер, и такая ситуация наблюдается не только в России. Для массовости даже в масштабах одного региона нужны большие деньги. Причем для начала нужно понять, какой процент населения готов покупать или арендовать устройства mHealth. Картина очень неоднородная по географии проживания, возрасту, социальному, культурному и экономическому положению будущих пользователей. Особенность mHealth состоит в том, что развитие этой потенциально интересной точки роста не зависит напрямую от решений «сверху». Для него необходимы прежде всего желание населения заниматься своим здоровьем и экономическая доступность. Однако без выстроенной системы приема и обработки информации с выдачей соответствующих рекомендаций массовости mHealth добиться не удастся, т.е. необходимы серьезные долговременные инвестиции, которые без участия государства невозможны.