Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 07-08 2015 |
Евгения ВОЛЫНКИНА | 08 сентября 2015 |
От фальшпола до облаков
Дефицита предложения на российском рынке сервисов дата-центров уже давно нет. Операторам ЦОДов приходится думать и о позиционировании, и о бизнес-модели, и об ассортименте услуг, и о ценообразовании, и о многом другом. И все это для того, чтобы заказчик выбрал их формат дата-центра.
Несмотря на отсутствие дефицита и наличие ожесточенной конкурентной борьбы между операторами ЦОДов, которая особенно обостряется при появлении перспективного заказчика (даже если в данный момент ему нужно только три-четыре стойки), периодически появляются сообщения о запуске или завершении строительства очередного коммерческого дата-центра или о расширении площадей ЦОДов уже известных игроков этого рынка. По данным iKS-Consulting, сейчас в России насчитывается более 180 крупных и средних коммерческих дата-центров. А объем рынка услуг ЦОДов в 2014 г. вырос на 28% и составил 11,9 млрд руб., т.е. темпы роста в процентах сохранились на том же уровне, что и в 2013 г., несмотря на кризис. На те же 28% увеличилось число установленных стоек в коммерческих дата-центрах, их стало 25,5 тыс. Общая площадь машинных залов в 2014 г. выросла еще больше – на 36,5% и достигла 86 тыс. кв. м. По глобальным меркам это мизер, всего лишь 0,2% площадей коммерческих ЦОДов всего мира, но темпы роста российского рынка обнадеживают, хотя этот рост во многом обусловлен низкой стартовой базой. Однако не будем принижать качество этого роста, о котором говорят, например, результаты прошлогоднего мирового опроса самой известной в мире ЦОДов организации Uptime Institute. Оказалось, что российские профессионалы ЦОДоиндустрии имеют активную «жизненную позицию» – 2% участников опроса представляли дата-центры России и СНГ, что в 10 раз превышает российскую долю в мировых площадях ЦОДов.
Начальные инвестиций невелики, поддержка затратна Облака – это отдельный бизнес, который требует особых знаний, специальных каналов продвижения, выделенной службы поддержки, а также подготовленной команды продавцов. Облачная инфраструктура не займет простаивающие стойки, на что часто надеются владельцы ЦОДов, запуская облачный проект. Средний провайдер использует всего несколько стоек, занятых дорогим оборудованием. Хотя начальные инвестиции в оборудование для облачной инфраструктуры небольшие (от $100 тыс. на СХД, серверы, сетевое оборудование и ПО), значительные затраты лягут на поддержку и администрирование. Даже имея всего одного небольшого коммерческого клиента, необходимо держать полноценную клиентскую поддержку и штат администраторов. Неспособность оперативно набрать значительный пул клиентов – основной риск для облачного бизнеса. На рынке сейчас много проектов, где инвестиции в оборудование сделаны, поддержка нанята, но количество клиентов ограничено, поэтому бизнес ежемесячно генерирует убытки. Леонид Аникин, руководитель департамента облачной инфраструктуры, Softline |
В передовиках российского рынка услуг дата-центров по традиции идет столичный регион: такие услуги в Москве и области предоставляют около 110 компаний. Здесь расположены ЦОДы всех ведущих операторов российских дата-центров, входящих в топ-10, и именно эта десятка ввела в строй половину новых стоек в 2014 г.; из упомянутых 25,5 тыс. общероссийских стоек 19,2 тыс. расположены в дата-центрах московского региона, общая площадь которых составляет 60 тыс. кв. м. Но темпы роста количества коммерческих стоек в Москве лишь немного превышают общероссийские – 31%.
Ориентация на облака ухудшает качество инфраструктуры дата-центров. Территориальное разнесение ИТ-инфраструктуры дает возможность снижать технологические требования к месту размещения оборудования: масштабные сервисы наиболее продвинутых ИТ-компаний уже сегодня резервируются не за счет инженерных систем той или иной площадки, а на уровне дата-центров. Частичная или даже полная потеря связи с одной из площадок во многих случаях не оказывает существенного влияния на функционирование систем в целом. Дмитрий КАЛГАНОВ, операционный директор, ГК SafeData |
По размерам дата-центры в регионах, конечно же, сильно уступают столичным монстрам, но определенные подвижки происходят и здесь. Например, недавно было объявлено о грандиозных планах создания в окрестностях Омска коммерческого ЦОДа на 2 тыс. стоек, первые 250 из которых должны быть введены в строй к концу 2016 г. Пока сложно сказать, в каком виде этот план будет воплощен в жизнь, но с развитием интернет-каналов расширение ареала ЦОДостроения за Урал становится все более реальным.
Некоторые эксперты одним из признаков неразвитости российского рынка дата-центров считают тот факт, что все коммерческие ЦОДы строятся владельцами для последующей их эксплуатации, а не для продажи, тогда как на Западе подобные сделки давно не редкость. Но в этом году такая продажа в России все-таки состоялась. Компания DataPro, построившая и запустившая в эксплуатацию первые 200 стоек своего коммерческого дата-центра в Твери, продала этот объект окологосударственному заказчику, который будет использовать его для обслуживания общероссийской системы мониторинга транспорта. Вот так в России стало одним коммерческим ЦОДом меньше.
Сolocation и облака
Хозяева площадей в коммерческих дата-центрах всячески стремятся заполнить их либо клиентскими стойками, либо оборудованием, с помощью которого клиентам предоставляются сервисы более высокого уровня (резервное копирование данных, защита от DDoS-атак, балансировка нагрузки, всевозможные облачные сервисы). Способы этого заполнения бывают разными. Подавляющее большинство ныне работающих в России дата-центров начинали с colocation и сопутствующих аренде стоек услуг связи. Некоторые ЦОДы до сих пор продолжают твердо придерживаться традиционного курса на colocation, заявляя о готовности предоставить место под стойки любому заказчику, в том числе и тому, который сам является провайдером облачных и других ИТ-сервисов. Большинство сейчас составляют ЦОДы, которые с разной степенью успешности претендуют на универсальность, т.е. стараются добавить к давно освоенным услугам colocation другие ИТ-сервисы, в том числе облачные. Таково позиционирование крупных дата-центров компаний DataLine, «Ай-Теко», «Селектел», LinxDatacenter, SafeData, КРОК, «ВымпелКом», «АКАДО Телеком», ТЕО (Литва), Caravan, DEAC. Они обычно сохраняют унаследованный сильный крен на colocation, аренду выделенных физических серверов и услуги веб-хостинга, однако с каждым годом доля облачных сервисов в их выручке увеличивается.
Например, у компании DataLine доля доходов от облачных сервисов в 2012 г. составляла 10%, а в 2014 г. достигла 14%. При этом доля colocation постепенно снижается на 1–2% в год и сейчас равняется примерно 65%. Однако заметим, что это медленное наступление облаков происходит не само собой, а, по признанию самой компании, в результате планомерных целенаправленных усилий. Правда, уже есть провайдеры, в ЦОДах которых выручка от облачных услуг (прежде всего IaaS-сервисов, как самых близких по своей природе к colocation) составляет половину всех доходов, причем не первый год. Такая ситуация наблюдается, скажем, в дата-центрах компаний «Ай-Теко» и КРОК, и она вполне объяснима. Упомянутые компании являются крупными системными интеграторами, которые пришли в бизнес дата-центров в этом своем качестве и всегда старались для своих клиентов быть единственным поставщиком широкого набора сервисов. Стали появляться дата-центры, которые изначально заявляют о своей ориентированности исключительно на облачные сервисы (например, недавно объявивший о своем открытии ЦОД Cloud DC пока готов к предоставлению IaaS-сервисов, но в перспективе планирует запустить SaaS-приложения).
К новой на российском рынке тенденции стоит отнести заключение соглашений между ЦОДами для запуска новых сервисов, предполагающих использование преимуществ географически распределенных площадок, т.е. услуг резервирования данных и организации катастрофоустойчивых ИТ-инфраструктур. В качестве примера можно привести соглашения между Stack Group и DataPro, DataPro и 3data, StoreData и IXcellerate. Правда, сообщений об активном спросе на сервисы этих альянсов пока не слышно. Многие российские дата-центры за последний год отметились предложениями услуг хранения персональных данных российских подданных на территории РФ в соответствии с законом № 242-ФЗ. Оправдаются ли их надежды на стимулирование спроса с помощью закона о персданных, мы скоро увидим.
Многофакторный анализ
Если ко всему разнообразию предложения сервисов добавить обострившуюся за последнюю пару лет конкуренцию между дата-центрами (по признанию участников рынка, там, где раньше на тендеры заявлялись два-три участника, сейчас – 10–15!), то процесс выбора ЦОДа, который полностью соответствовал бы бизнес-задачам заказчика, может оказаться довольно сложным. Тем более что дата-центры у нас все без исключения «уникальные» и приходится принимать во внимание множество параметров, помимо тех сервисов, за которыми заказчик и идет в ЦОД. Учитываются статус собственности дата-центра (в своем помещении он находится или в арендуемом, если в арендуемом, то каков срок аренды), параметры самого здания, инженерных систем ЦОДа и кабельных коммуникаций, состав присутствующих в дата-центре телеком-операторов, возможность предоставления отдельного машинного зала или индивидуального отсека со строгим режимом доступа, офисных помещений, склада и т.п. вплоть до столовой и душа для персонала заказчика, ну и, конечно же, наличие сертификатов (Uptime Institute, PCI DSS и т.д.).
Для любого бизнеса, построенного на ИТ, вопрос о необходимости дата-центров давно не стоит. Наш первый ЦОД появился одновременно с запуском банка, второй – с ростом клиентской базы и повышением требований к доступности и надежности систем. Третий используется для высоконагруженных проектов со слабо прогнозируемым ростом потребления серверных мощностей, четвертый – для работы с рекламным трафиком и площадками. В каждом случае формат определялся исходя из того, какую выгоду он принесет бизнесу. В одном случае на первом месте качество оказываемых услуг, в другом важна географическая близость рекламодателей или низкая стоимость владения. Но в целом заметно, что фокус смещается в сторону облачных и IaaS-провайдеров. Вячеслав ЦЫГАНОВ, вице-президент по ИТ, «Тинькофф Кредитные Системы» |
Кстати, заказчики, которые за последние годы сильно повысили свою квалификацию в области оснащения дата-центров и организации их работы, уже научились различать сертификаты Uptime, полученные на проект ЦОДа и на готовую площадку: первый оценивает лишь проектную документацию (Tier Design Documentation), а второй (Tier Constructed Facility) – то, что в соответствии с этой документацией было реально построено. Начиная с 2010 г. сертификаты Uptime Institute на проектную документацию получили в общей сложности 18 проектов российских дата-центров (в том числе нашумевший в свое время проект ЦОДа «Ростелекома» в Москве на территории завода «Серп и молот» с серверными залами общей площадью 10 тыс. кв. м, который так и останется бумажным памятником профессионализму проектировщиков). А вот по-настоящему сертифицированных ЦОДов у нас пока только три: DataSpace1, КРОК («Компрессор») и МегаЦОД Сбербанка, из которых лишь два являются коммерческими.
Бумага и жизнь
По всему миру и даже в развитых в отношении ИТ странах (а не только в России, как думают многие) есть немало дата-центров, построенных «по мотивам» проекта. Поэтому решения Uptime Institute об изменениях процедуры сертификации проектной документации и построенных дата-центров представляются вполне обоснованными. 1 января 2014 г. был введен двухлетний «срок годности» для сертификатов на проект, если по истечении указанного времени объект, построенный по этому проекту, не был сертифицирован как готовая площадка. Об обладателях первых просроченных сертификатов на документацию мы узнаем в 2016 г. А с недавних пор, с 1 июля 2015 г. коммерческие дата-центры Северной Америки смогут официально (с публикацией соответствующей информации на сайте Uptime Institute) получить сертификат на проект только вместе с сертификатом на построенный ЦОД. Российских дата-центров это пока не касается, но даже если решение Uptime Institute не будет распространено на другие страны мира (что вполне вероятно), определенное влияние на рынок ЦОДов оно наверняка окажет, поскольку такой «информационный повод» безусловно увеличит количество заказчиков, видящих разницу между «бумажной» и реальной сертификацией дата-центров.
Некоторые российские заказчики уже сейчас включают в конкурсные условия требование о наличии сертификата Uptime на готовую площадку, что в нынешних условиях представляется явным ограничением конкуренции. Их же среди коммерческих ЦОДов пока всего два на всю страну (но есть основания надеяться, что скоро их станет больше). Однако все чаще встречаются клиенты с более разумной позицией: за такой сертификат на конкурсе начисляется определенное количество баллов, что может повысить шансы ЦОДа на выигрыш в тендере, но не отсекает по формальному признаку дата-центры, которые могут предложить те же сервисы с конкурентоспособным SLA. Если же отвлечься от формальных требований и процедур конкурсов и тендеров, то немало клиентов говорят о том, что готовы склониться к выбору дата-центра, увенчанного сертификатом Uptime на готовую площадку и на систему эксплуатации, лишь при прочих равных. А платить наценку к среднерыночной цене только за наличие сертификата они не собираются, для них б'ольший вес имеют SLA и реальный опыт безотказной работы ЦОДа.
Практичность выбора
Заказчики прагматично относятся к предложениям ЦОДов и заявляемым ими параметрам инженерной и ИТ-инфраструктуры. Даже при наличии сертификатов Uptime серьезные клиенты стремятся все потрогать своими руками. Для некрупных компаний определяющим критерием выбора ЦОДа остается стоимость услуг. Также важна организация формата сотрудничества с единой точкой входа, адекватной технической поддержкой, а лучше – с персональным менеджером. Формат выбираемого коммерческого дата-центра зависит от того, какие сервисы и с какой нагрузкой нужны заказчику: для приложений со стабильно высокой нагрузкой обычно выгоднее использовать традиционный colocation, а для низконагруженных сервисов (например, тестовых сред) и для сервисов с периодически изменяющейся нагрузкой (доставка контента, интернет-торговля, составление отчетов) экономически эффективны облачные решения. Как отмечают заказчики, имеющие опыт работы с сильно отличающимися по своим параметрам приложениями, для критичных сервисов лучше выбирать крупные хорошо оборудованные дата-центры, уже успевшие зарекомендовать себя на рынке, а для менее важных задач можно использовать ЦОДы небольшие, но при этом более гибкие, быстро реагирующие на возникающие потребности.
Конечно, заметного вытеснения colocation с арендой квадратных метров фальшполов, выделенных физических серверов и хостингом в скором времени ожидать не приходится. По данным iKS-Consulting, в 2014 г. на эти сервисы приходилось 70% доходов российских коммерческих ЦОДов, тогда как на телекоммуникационные услуги и облачные сервисы – по 10%. Прогноз на 2018 г. достаточно осторожный: традиционные сервисы дадут 52% выручки, телекоммуникационные услуги останутся при нынешних 10%, а доля облачных сервисов дойдет лишь до 24%. И это с учетом появления чисто облачных ЦОДов и существования универсальных дата-центров, где доля облаков уже достигла 50%. Таким образом, в ближайшие годы «видовое» разнообразие ЦОДов не обеднеет, и проблема выбора никуда не денется.