Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 03-04 2015 | ![]() |
![]() |
Сергей ТОРОПОВ  | 21 апреля 2015 |
Венчурное финансирование как источник роста ИТ-компании
В развитии ИТ-холдинга LETA Group наступил момент, когда генерировать достаточное количество инноваций изнутри стало сложно. Поэтому поиск новаторских проектов, способных содействовать развитию, был начат вовне.
![Сергей ТОРОПОВ, старший менеджер по инвестициям, LETA Capital Сергей ТОРОПОВ, старший менеджер по инвестициям, LETA Capital](/data/967/988/1238/Сергей_Торопов_LETA.jpg)
Мы выбрали для себя стратегию поглощения интересующих нас компаний и вложения денег в чужой бизнес. При этом мы понимаем, что истинная ценность инвестора заключается не в деньгах как таковых, а в способности помочь росту незрелого бизнеса всеми доступными ресурсами: опытом, возможностью продвижения и продаж, PR, необходимыми контактами.
Ежегодный объем инвестиций фонда LETA Capital составляет $5–7 млн, к концу 2014 г. в нашем портфеле было более 10 компаний. Объекты наших инвестиций – компании, занимающиеся инновационными разработками продуктов и услуг, на поздней посевной стадии и стадии раннего роста. Мы ищем проекты в ИТ и hi-tech, предпочтительно в секторах mobile, big data, cloud, security, robotic. Сразу говорим «нет» интернет-магазинам, играм и медиапроектам.
Каждый месяц в фонд поступает порядка 200 заявок. Источников заявок несколько. Самые лучшие подкидывают партнеры, фонды более ранних стадий, посевные, инкубаторы; еще один канал – корпоративная почта.
Все проекты я бы условно разделил на три типа. Первый – это фрилансеры/руководители студий разработок, которые решили создать свой продукт, так как заказная разработка – не очень маржинальный и линейно масштабируемый бизнес. Часто они уже что-то создали, но построить работающую бизнес-модель на ранней стадии не получилось, а собственные средства закончились, и потому они вынуждены искать новые источники финансирования. Нередко решения у них оказываются нишевыми, нацеленными на высоконкурентный сегмент и иногда надуманными. Плюс таких стартапов в том, что ребята все же целятся сделать бизнес, а не просто продукт, который им показался классным. Минус – обычно «венчурного» тут ничего нет. Как и драйверов роста в 10/100/1000 раз.
Второй тип стартапов – это проекты из разнообразных инкубаторов/акселераторов после посевных инвестиций. Обычно эти ребята уже «в теме» венчурного рынка, с красивым продуктом, подошедшие к окончанию денег, полученных на посевном раунде. Часто бывает, что отношения с инвесторами и новые деньги для них становятся важнее развития бизнеса и технологий. Кроме того, такие стартапы сравнивают себя с компаниями из Кремниевой долины, что в наших условиях некорректно. Однако это команды, уже протестировавшие рынок, знающие теорию, хорошо разбирающиеся в конкурентном окружении и т.п.
Третий тип – это бизнесы, основанные на совсем новых технологиях, ищущие деньги либо в ускорение рыночного развития, либо в расширение продуктовой линейки и т.п. Часто у них достаточно хорошие продажи, они занимаются настоящим R&D (с высоким риском, что ничего не получится). Для этих стартапов существует опасность скатиться в технологию и забыть про рынок. К примеру, немало «сколковских» проектов занимаются интересными темами, но в отрыве от клиента и коммерциализации.
Чтобы оказаться в нашем портфеле, проект должен как минимум иметь рабочий прототип; ориентироваться на быстрорастущий рынок; обладать потенциалом выхода на международные рынки; иметь доступную для понимания и масштабируемую технологию; обладать внятной бизнес-моделью, позволяющей при необходимости быстро выйти на самоокупаемость; у менеджмента компании должны быть ответы на вопросы «почему мы лучше?» и «зачем все это надо?» и, конечно, вера в свой проект.
![](/data/965/988/1238/bansay_mini.jpg)
![](/data/965/988/1238/bansay_mini.jpg)
![](/data/965/988/1238/bansay_mini.jpg)
Нынешний год мы начали с инвестиций в компанию Double Data, разработчика решений на основе «больших данных» для финансовых организаций, предоставив ей совместно со Simile Venture Partners около 200 млн руб. на расширение продуктовой линейки и географическую экспансию. Кроме того, вложились повторно в разработчика интеллектуальных систем автопилотирования для транспортных средств RoboCV, на этот раз вместе с фондами I2BF Global Ventures, «ВТБ Капитал Управление Инвестициями», Columbus Nova и Almaz Capital.
Стартапы, разрабатывающие продукт в том числе для зарубежных рынков, сейчас находятся в самой выгодной ситуации, и в 2015 г. мы сместим акценты именно на такие команды.