Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 01-02 2015 |
02 марта 2015 |
Выбираем облачный сервис
Облачных сервисов напридумывано уже немало. Теперь главное – правильно упаковать и подать их заказчикам, которые становятся все более требовательными к ценам, функциональным возможностям, интерфейсу, удобству использования и покупки.
«ИКС»: Какие облачные сервисы, кроме всем известных IaaS и электронной почты, сейчас наиболее популярны?
Сергей ЩЕРБИНА, заместитель гендиректора, Esri CIS: Довольно быстро набирают популярность облачные геоинформационные сервисы. Небольшие компании рассматривают их как возможность сэкономить на развертывании собственной ГИС-системы, крупные распределенные организации – как простой способ работы с картами и обеспечения доступа к ним для всех сотрудников, госорганизации – как способ обмена информацией с гражданами и с другими органами власти.
Максим ЗАБЕЛИН, гендиректор, Max Support: Если год назад в сегменте SaaS наибольшей популярностью пользовались офисные пакеты и сервисы обмена/хранения данных, то теперь SMB-заказчики активно спрашивают учетные системы, CRM, телефонию и специфические технологические сервисы (VPN-сети, архивацию и репликацию данных).
Елена ВЕНЦЛАВОВИЧ, директор по развитию, «Дом.ru Бизнес» («ЭР-Телеком»): На первом месте по популярности у клиентов «Дом.ru Бизнес» находится облачная АТС – сегодня этой услугой пользуются около 10% абонентов корпоративной телефонии, причем их число за последний год увеличилось на 100%. Основная доля пользователей облачной АТС приходится на сектор SMB. Среди крупных компаний облачную АТС внедряют предприятия, имеющие разветвленную филиальную сеть в регионах. Видеонаблюдение используют примерно 0,5% абонентов B2B, прирост за 2014 г. составил приблизительно 30%.
Эдуард ШИФМАН, руководитель направления ЭДО, СКБ «Контур»: Устойчиво растет как число компаний, вовлеченных в юридически значимый облачный электронный документооборот (ЭДО), так и количество переданных таким способом документов. При этом в ЭДО заметен рост доли документов, которые передаются в установленных ФНС форматах. Важно отметить, что кроме крупных компаний на ЭДО постепенно переходят представители малого и среднего бизнеса. По нашим оценкам, порядка 20–30 тыс. компаний сейчас имеют реальный опыт отправки электронных документов и порядка 200–300 тыс. – опыт их получения.
Николай ИЛЬИН, директор по развитию бизнеса, НП «ЦПИКС»: Среди инфраструктурных сервисов наибольшей популярностью пользуются аренда взаимосвязанных виртуальных сетей (а не отдельных серверов) с поддержкой виртуальных сетевых функций (VNF), аренда контейнеров, файловых хранилищ, включая резервное копирование данных. В части SaaS самые популярные сервисы – совместная работа, офисные приложения, CRM, сервисы на базе позиционирования.
Алексей БЕССАРАБСКИЙ, руководитель отдела брендинга и PR, «Манго Телеком»: Увеличился спрос на дополнительные функции АТС, положительно влияющие на эффективность взаимодействия компаний с их клиентами, – на услуги центра обработки вызовов и интегрированную CRM-систему. Также возросло количество заказчиков, использующих несколько наших облачных продуктов одновременно.
«ИКС»: Насколько перспективным является создание новых облачных сервисов путем интеграции уже имеющихся приложений?
Николай ДАНИЛКИН, начальник отдела инфраструктурной поддержки проектов, «Ростелеком»: Одна из наиболее многообещающих тенденций развития SaaS-приложений – это взаимная интеграция различных SaaS-решений, в том числе разработанных разными поставщиками. Именно работа по созданию «сборных» (интегрированных) решений для различных отраслей и компаний любых размеров (от SoHo до Enterprise) представляется нам наиболее перспективной. Такой подход позволит предоставить клиенту взаимно интегрированное решение на основе сервисов, которые являются лучшими каждый в своей нише.
Е. ВЕНЦЛАВОВИЧ: По этому принципу построены такие услуги, как облачная АТС или видеонаблюдение, где интеллектуальный интерфейс надстраивается над IP-телефонией или ШПД. Более того, эти услуги гибко интегрируются с существующей инфраструктурой клиента, позволяя начать работать с ними в короткие сроки.
Александр ДЕМИДОВ, руководитель направления арендных решений, «1С-Битрикс»: Когда речь идет о массовых востребованных функциях (например, IP-телефонии, виртуальной АТС, почте), разработка которых для нас сложна и непрофильна, мы интегрируем «Битрикс24» с существующими сторонними сервисами. На наш взгляд, у заказчика должна быть единая среда со всеми необходимыми для работы инструментами.
С. ЩЕРБИНА: Возможность расширить функции корпоративных систем средствами географического представления и анализа – один из важных побудительных мотивов для клиентов к использованию облачной ГИС.
М. ЗАБЕЛИН: Со стороны SMB есть спрос как на интегрированные решения, так и на произвольные пакеты сервисов. И, наверное, самое правильное – предлагать те варианты, которые наиболее полно решают задачи заказчика. Очень показателен в этом плане Office365. Можно подобрать комбинацию базовых планов и опций к ним для решения практически любой задачи заказчика.
Олег МЕЛЬНИКОВ, старший вице-президент по продуктам автоматизации, Parallels: Взаимная интеграция сервисов – это то, что мы считаем залогом дальнейшего развития облачной отрасли, и то, чему мы сами стараемся своими разработками способствовать. Есть уже технологии, которые позволяют реализовать этот сценарий даже с приложениями, созданными разными вендорами. Здесь мы идем от спроса: заказчикам невыгодно и неудобно покупать по отдельности облачный софт у разных разработчиков (по нашим данным, 49% облачных сервисов SMB до сих пор покупают напрямую у разработчика), а потом еще ломать голову, как наладить обмен данными между этими приложениями. Проблему решает интеграция сервисов, которая позволяет, например, пользоваться одновременно облачной почтой и облачными антивирусными решениями для нее, объединять данные из разного корпоративного софта, дополнять офисное ПО облачными коммуникационными сервисами.
«ИКС»: Интересуются ли заказчики облачными платформами и платформами виртуализации, на которых работают его сервисы в дата-центре провайдера?
А. ДЕМИДОВ: Для заказчиков, которые разрабатывают сложные системы, важна не платформа виртуализации сама по себе, а набор сервисов и API, который предоставляет облачный провайдер инфраструктуры. Мы, выбирая Amazon, ориентировались не на то, какую он использует платформу виртуализации, а на наши конкретные задачи. Нам нужно было иметь возможность подключать диски произвольной конфигурации, делать образы машин, копировать их между дата-центрами, иметь хороший API для всех функций (запустить/остановить машину, подключить диски, увеличить размер групп масштабирования, подключить балансировщик), потому что с помощью API мы автоматизировали собственный процесс. Если провайдер инфраструктуры дает много разных сервисов – это востребовано.
М. ЗАБЕЛИН: Думаю, что провайдерам стоит фокусироваться на одной платформе, совершенствовать свой сервис, а не гнаться за охватом. Те, кому не хватит каких-то функций, всегда могут выбрать другого провайдера.
Сергей ТАРАН, гендиректор, «Онланта»: Квалифицированный заказчик понимает, какие платформы подходят для решения его задач. Кроме того, если системы виртуализации у провайдера и заказчика одинаковые, то проблем при миграции в облако будет существенно меньше.
Сергей ЕРИН, директор департамента информационных технологий, «ЛанКей»: Заказчиков, как правило, мало интересует, на какой платформе работает гипервизор. Им важнее, насколько надежно все работает, как легко этим управлять и, самое главное, цена.
Юрий КРАСОВСКИЙ, гендиректор, IT’s Cloud («Компьютерные технологии»): Честно говоря, нас этот вопрос интересовал только в общих чертах. Нам важен результат, а с помощью каких технических средств облачный провайдер его достигает – это его забота.
Марсель ЗАМАНОВ, ИП «Заманов»: Моим конечным клиентам и мне, как обслуживающему их, нет особой разницы, какая платформа используется. Была бы адекватная цена, приемлемый SLA и удобный интерфейс для работы, этого достаточно для построения необходимой инфраструктуры.
«ИКС»: Какие облачные приложения вы считаете сейчас наиболее перспективными?
С. ЩЕРБИНА: Большой потенциал мы видим в создании новых полностью готовых к применению веб-приложений для конкретных отраслей или категорий заказчиков. Они должны быть просты в использовании даже для людей, не являющихся ГИС-специалистами: маркетологов, госслужащих, управленцев, сотрудников коммунальных предприятий и др. Еще одно перспективное направление в России, над которым мы сейчас работаем, – создание в облаке своего рода магазина пространственных данных, чтобы пользователи могли легко и быстро получить все необходимое им для работы с ГИС непосредственно на портале, не тратя времени на самостоятельный поиск нужных данных.
С. Таран: Хорошие перспективы у систем видеоконференцсвязи в облаке. Это очень удобный сервис, им просто пользоваться, и он экономит массу времени и средств. Сейчас, когда за окнами зима, добраться в Москве на встречу практически невозможно, но ноутбук и ВКС в облаке решают проблему. В нашей компании это уже стало бизнес-практикой.
Н. ДАНИЛКИН: В течение 2015 г. мы планируем предоставить своим клиентам ряд новых облачных услуг. Одна из них – O7.BaaS – позволит им самостоятельно управлять созданием/восстановлением резервных и архивных копий своих виртуальных машин. Предполагается также предоставить клиентам возможность отслеживать загруженность ресурсов своего виртуального ЦОДа и доступность развернутых в нем информационных систем.
С. ЕРИН: Наиболее перспективным для наших заказчиков мы считаем не какой-либо отдельный сервис, а комплекс облачных сервисов, закрывающих все задачи бизнеса, из одних рук: например, почта, телефония, видеоконференции, средства документооборота и совместной работы – все это с единым логином и паролем входа во все сервисы, с единым списком контактов и групп.
«ИКС»: Каких облачных приложений не хватает сейчас на рынке?
Н. ИЛЬИН: Не хватает систем, которые могут гарантировать сетевой SLA, IaaS-систем с поддержкой эффективного управления, платформ, на которых можно разместить или купить функции виртуальной сети.
С. ЕРИН: В облаке сейчас, наверное, хватает всего. Другой вопрос – насколько имеющиеся продукты готовы к работе в облаке и насколько заказчики готовы ими пользоваться? Скажем, даже при имеющемся быстром интернете не все продукты можно легко вынести в облако. Даже простой файловый сервер, где могут храниться огромные объемы медиаданных, с которыми в локальной сети работают тысячи пользователей, в облако просто так не вынесешь, поскольку пропускной способности обычных интернет-каналов для комфортной работы не хватит. Также непросто вынести в облако задачи по 3D-моделированию, хотя работы в этом направлении ведутся.
«ИКС»: Каковы ваши прогнозы развития облачных сервисов в России?
Н. ДАНИЛКИН: Говоря о перспективных облачных услугах, важно помнить об идущей сейчас эволюции: нынешняя трехступенчатая модель облачных сервисов (IaaS, PaaS, SaaS) претерпевает изменения. По мере развития PaaS-технологий интерес к классическим IaaS-решениям ослабевает. В облачных приложениях будущего соединятся инфраструктурные и платформенные элементы от разных поставщиков, а также различные решения, собранные от многих сервис-провайдеров.
Леонид АНИКИН, руководитель направления облачной инфраструктуры, Softline: Россия отстает от западных рынков года на четыре, поэтому прогноз сделать не очень сложно. Поставки физических серверов клиентам будут и дальше сокращаться, а продажи виртуальных мощностей у провайдеров будут расти. К облачным операторам будут «переезжать» как отдельные приложения, так и вся серверная инфраструктура клиентов. Часть решений будет приобретаться по принципу SaaS.
С. ЕРИН: Скорее всего, в ближайшие годы самыми популярными по-прежнему будут сервисы аренды виртуальных серверов, корпоративной почты и IP-телефонии, но акцент будет смещаться в сторону бизнес-систем, различных ERP- и CRM-приложений. Однако консерватизм заказчиков заметно сдерживает развитие рынка.
Максим БЕРЕЗИН, руководитель виртуального дата-центра, КРОК: В отличие от Запада на российском рынке SaaS-сервисы пока менее популярны, чем другие облачные услуги. Но санкции и дорожающие лицензии, возможно, станут драйвером роста, так как одни компании уже сейчас ограничены в доступе к технологиям, а у других возникает потребность в оптимизации затрат на ПО из-за скачков курса валют.