Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 11 2014 |
Борис ЗИНГЕРМАН  | 11 ноября 2014 |
От ЕГИСЗ к пациентоориентированности
Нынешнее состояние дел в информатизации российского здравоохранения можно охарактеризовать бытовой поговоркой «дела идут, контора пишет».
Информатизация здравоохранения продвигается в постоянной борьбе двух факторов: естественной (и, наверное, нормальной!) консервативности здравоохранения и стремительной информатизации всех сфер жизни.
Пожар и его последствия
Предыдущие три года внесли в этот процесс изрядную встряску, связанную с вбросом в отрасль больших денег, но теперь, кажется, все успокаивается и начинается процесс освоения того, что было создано в пожарном порядке. В первую очередь речь о ЕГИСЗ, вопросы архитектуры которой так и не были до конца согласованы. Я все три года задаю вопрос: у нас ЕГИСЗ двухуровневая или трехуровневая? Иначе говоря, медицинская организация общается напрямую с федеральным уровнем или есть региональная прослойка? На этот вопрос нет определенного ответа: может быть и так, и так… А ведь это абсолютно разные информационные системы, в которых информационные потоки устроены принципиально по-разному! Как ни странно, до сих пор четко не определены цели и задачи федерального сервиса «Интегрированная электронная медицинская карта». Она нам нужна для получения статистики или для преемственности лечения конкретного пациента в разных ЛПУ? К сожалению, нечеткость целей ведет к неопределенности в информационных потоках между медицинской организацией, регионом и федеральным центром.
Немалые федеральные деньги в течение тех же трех лет выделялись и на информатизацию регионального здравоохранения, но вопрос дальнейшей поддержки и сопровождения внедряемых систем при этом вообще не рассматривался. Думаю, сейчас он встанет очень остро! Обычно сопровождение первого года идет, так сказать, в счет гарантийных обязательств поставки. Этот срок кончился, и все сейчас упрутся в эту проблему. Насколько я понимаю, деньги не выделены. Их должны изыскивать сами регионы и ЛПУ. К сожалению, никакой методической помощи в этих изысканиях не предлагается. Минздрав не определил, как сопровождение должно осуществляться и за чей счет.
В общем, деньги кончились, и в этой ситуации Минздраву логично было бы заняться нормативным обеспечением, ведь электронный медицинский документооборот на сегодня формально нелегитимен, а статус электронного документа никак не определен, что создает естественную почву для противодействия информатизации.
К мировым трендам
Что же до пациентоориентированности информатизации, тут дела обстоят совсем неважно. Вообще организация электронного взаимодействия с пациентами, вовлечение людей в заботу о собственном здоровье с помощью современных инструментов (интернета, мобильных приложений и гаджетов и медицинских устройств домашнего мониторинга) – это основной тренд модернизации здравоохранения в мире. Пациент должен автоматом получать электронную копию любого медицинского заключения, обследования, консультации, анализа. Он должен понимать, что происходит с его здоровьем, и осознанно участвовать в лечении. Это, например, главное требование американской программы информатизации здравоохранения, идущей под лозунгом «осмысленного использования» (meaningful use). А у нас до сих пор превалирует патерналистский подход – о тебе заботится врач, поликлиника, Минздрав. Попробуйте получить доступ к своей амбулаторной карте в поликлинике. Это ой как не просто, а ведь это право пациента записано в 22-й статье закона «Об основах охраны здоровья в РФ» №323-ФЗ.
На мой взгляд, в деле информатизации здравоохранения сейчас значительный интерес представляют небольшие проекты в сфере интернета и телекоммуникаций, ориентированные на пациентов. Хотелось бы, например, отметить общедоступный бесплатный облачный сервис «Мед@рхив», позволяющий людям вести персональную ЭМК, собирая в ней свои данные из разных медицинских организаций. Он также дает возможность организовывать на базе своей медицинской карты разнообразные электронные взаимодействия со своими врачами, вести дистанционный мониторинг пациента врачом, в том числе применяя появившиеся домашние медицинские устройства, и просто напомнить о приеме лекарств с помощью специального мобильного приложения. Такие сервисы уже появляются в России. Они, в сравнении с ЕГИСЗ, – очень маленькие, но я считаю, что это ростки будущего.