Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 11 2014 |
Георгий ЛЕБЕДЕВ  | 11 ноября 2014 |
Пора провести аудит информатизации
Заместитель директора по информационным технологиям ЦНИИОИЗ Георгий Лебедев характеризует нынешнюю ситуацию в деле информатизации российского здравоохранения как «осмысление сделанного».
– Какие результаты уже достигнуты информатизаторами российского здравоохранения?
– Подведением промежуточных итогов сейчас как раз занимается формирующаяся команда Департамента информационных технологий и связи Минздрава РФ, и можно надеяться, что скоро мы узнаем официальные данные. Но уже сегодня можно отметить, что реализованы серьезные инфраструктурные изменения. Сети доведены до каждой ЦРБ (а кое-где до участковых больниц и ФАПов). Внедрена и уверенно функционирует на всей территории РФ информационная система ОМС, которая серьезно поддержана законодательно и нормативно (Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании», приказ ФФОМС от 07.04.2011 №79 «Об утверждении общих принципов построения и функционирования ИС и порядка информационного взаимодействия в сфере ОМС», в ред. приказа ФФОМС от 26.12.2013 №276). Запущена в эксплуатацию специализированная информационная система учета пациентов, которым оказывается высокотехнологичная помощь, ведется государственный реестр лекарственных средств, функционируют информационные системы сбора и анализа медицинской статистики, мониторинг национального проекта «Здоровье». Что касается ситуации с внедрением компонентов ЕГИСЗ, то она довольно сложная. Нормативно поддержан только регистр лиц, участвующих в оказании медицинской помощи, – это прототип Федерального регистра медицинских работников (приказ Минздрава России от 31.12.2013 №1158н «Об утверждении порядка ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг»). Остальные подсистемы нуждаются в серьезной ревизии и поддержке нормативными документами и организационной моделью, хотя и находятся в рабочем состоянии. Можно отметить также начавшийся пересмотр внедренных в медицинских организациях медицинских информационных систем. Во-первых, это сделано не повсеместно, а во-вторых, они не заменяют информационных систем учета объемов оказанной медицинской помощи в системе ОМС.
– Какие задачи сейчас представляются наиболее актуальными?
– Основные задачи определяются вышеописанной ситуацией: необходимо провести аудит сегодняшнего уровня информатизации, осмыслить сделанное, оценить эффективность внедрения, провести необходимую доработку и интеграцию систем, построить ясную организационную модель информатизации от Минздрава до медицинского учреждения, разработать нормативные документы, обеспечить законодательную поддержку создаваемых ИС и усилить кадровый потенциал отрасли.
– Какова нынешняя ситуация с развитием региональных сегментов ЕГИСЗ?
– При развитии региональных информационных систем должны, с одной стороны, решаться проблемы здравоохранения регионов, а с другой – происходить интеграция с федеральным сегментом ЕГИСЗ. К сожалению, сейчас внедрение регионального сегмента ЕГИСЗ в субъекте РФ ничего не дает местному органу управления здравоохранением. Например, при формировании паспортов медицинских организаций региональный сегмент выгружает информацию из бухгалтерских систем, установленных в медицинских организациях, в федеральный регистр паспортов медицинских организаций, а на уровне субъекта этого регистра не видно. Более того, основные отчеты субъектов по обеспеченности кадрами и деятельности учреждений здравоохранения не связаны с содержимым регистров. Для решения этой проблемы необходима разработка соответствующих регламентирующих документов и доработка региональных сегментов ЕГИСЗ. Очень важно также построение организационной вертикали управления информатизацией здравоохранения: Департамент информационных технологий и связи Минздрава России – ЦНИИОИЗ Минздрава России – медицинские информационно-аналитические центры.
– Какие направления развития медицинских ИС вы считаете наиболее перспективными?
– Это интегрированные решения-конструкторы, в которых заложены возможности масштабирования и наращивания функциональных возможностей. Но нужно отметить, что ни одна информационная система не приживется, если она экономически не оправдана или не поддержана административным ресурсом. Этим определяется устойчивое функционирование систем учета пролеченных пациентов в рамках ОМС и ВМП, внедрение PACS-систем, сложных расчетных систем. Соответственно, эффективное внедрение безусловно необходимой электронной медицинской карты (ЭМК) возможно только там, где эта система интегрирована с внедренными и жизненно важными системами.