Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 10 2014 |
Леонид БАРАНОВ  | 07 октября 2014 |
Второй великий уравнитель
Почти полтора столетия считается, что благодаря изобретению Кольта люди получили возможность решать свои споры «на равных». Однако еще раньше было подмечено, что «злые языки страшнее пистолета».
И вот, снова благодаря техническому прогрессу, становится возможным быть «на равных» и в информационном противостоянии.
Господь Бог создал людей, Авраам Линкольн дал им свободу,
но только полковник Сэмюэл Кольт наконец сделал их равными.
Американская пословица
Современный мегаполис уже невозможен без систем видеонаблюдения – они применяются практически во всех сферах, пронизывая систему его существования и функционирования. Практически в любом общественном месте можно встретить предупреждение о видеонаблюдении. Транспорт, торговые, промышленные предприятия, спортивные и культурные помещения – везде в той или иной мере присутствует недреманное око видеокамеры и зачастую далеко не в единственном числе. Некоторые считают сложившееся положение вещей следствием теории заговоров, другие, казалось бы, совершенно равнодушны, но, наверное, каждый понимает обоснованность и необходимость такой меры, хотя и может испытывать внутреннее напряжение, находясь «под контролем».
Польза ясна, сомнения остаются
Задача поддержания общественного порядка немыслима без постоянного за ним, общественным порядком, наблюдения. И совершенно естественно, что новые возможности, предоставляемые техническим прогрессом, стали востребованы обществом. В конечном итоге это обычное телевидение в жанре репортажа. Но польза ясна, а сомнения остаются. Не претендуя на истину в последней инстанции, можно предположить, что корни недоверия к новому явлению общественной жизни кроются не столько в его сути, сколько в неопределенности для большинства результатов его применения, а также опасений, что увиденное будет неправильно интерпретировано или интерпретировано в отрыве от контекста.
В качестве косвенного подтверждения можно привести в пример такое широко распространенное явление, как веб-трансляция. В самом деле, в интернете можно найти сотни тысяч ссылок на камеры, ведущие трансляцию изо всех уголков мира. И никого это не возмущает и никто не высказывает опасений, что его «могут увидеть», а то и записать увиденное. При этом, кстати, в местах установки этих камер нет никаких предупреждений, да и сделать это, учитывая порой весьма значительные площади охвата, практически невозможно. Не обносить же турникетом эти территории с грозным предупреждением «Вы можете быть сняты на веб-камеру».
Еще одной приметой времени стала установка камер видеорегистрации на автомобили. Камеры эти устанавливаются как в режиме фронтального наблюдения, так и обзора в 360°є. Конечно, основная их функция – документировать дорожную обстановку, однако де-факто, переходя дорогу по переходу-зебре, уже давно можно представлять себя кинозвездой на красной ковровой дорожке мирового кинофестиваля: на пешеходов устремлено множество видеокамер автовладельцев. Кроме того, видеорегистраторы с успехом могут быть использованы (в том числе и с функцией трансляции изображения) в противоугонных стояночных системах, поэтому обычный выход в современный городской двор, плотно заставленный автомобилями, вполне сравним с нахождением в телестудии. Судьба таких видеоархивов абсолютно неизвестна, но это тоже не вызывает никакой тревоги общественности. Одна из причин такой спокойной реакции на подобные явления, вероятно, в том, что они рождены самим обществом. То есть все «просто по-соседски».
Репортаж отовсюду
В начале лета произошло событие, хоть и не отмеченное особыми торжествами, но явно заслуживающее самого пристального внимания. Очки Google Glass вышли в свободную продажу за пределы США. Теперь они доступны и в Англии. Для их покупки уже не надо быть членом специальной программы или разработчиком, приобрести их может любой желающий.
Как известно, один из поводов для критики нового устройства - встроенная камера, способная вести фото- и видеосъемку. Несмотря на то, что подобный функционал давно уже практически норма для любого современного гаджета и встречается даже для форм-фактора часов, наличие камеры в очках напрямую связали с посягательством на личную жизнь окружающих. И в самом деле, каждый обладатель таких очков невольно будет казаться фотокорреспондентом, хроникером или телеоператором. Даже в отключенном состоянии камера будет «смотреть» на все, что вокруг, заставляя всех, кто попадает в поле досягаемости объектива, чувствовать себя «под прицелом». Собственник же очков, сам того не желая, может одномоментно превратиться в папарацци. Хотя, если просто посмотреть по сторонам на улице, любой обладатель сотового телефона, даже просто держащий его в руках, точно так же может показаться (а то и оказаться!) фотографом или телеоператором – камера на задней стенке устройства направлена в окружающий мир. Однако в общественных заведениях никто не потребует держать телефон в кармане или запретит там с ним находиться, хотя владельцам Google Glass в нескольких барах в США был вынесен соответствующий запрет. Были ли сами бары оборудованы системой наблюдения, история умалчивает.
Несмотря на множество комментариев по поводу камеры, встроенной в Google Glass, в том числе и по поводу грядущих изменений среды обитания для больших городов, практически не говорится о том, что если брать свойство очков фиксировать окружающую среду как таковое, то с учетом реалий современной жизни Google Glass мало что привносят нового. Современный город давно уже можно сравнить со стоглазым Аргусом, денно и нощно наблюдающим за всем, что происходит вокруг. Но при этом почти не встретишь упоминаний о положительной стороне применения новых устройств. А ведь самые широкие слои общества обретают возможность документированного взгляда на окружающую действительность. Общество получает доселе невиданные возможности в плане общественного контроля, что весьма актуально для больших городов и становится все более востребовано. Достаточно вспомнить известное движение «СтопХам» или каналы YouTube, транслирующие записи видеорегистраторов. Кстати, извечный конфликт пешеходов с автолюбителями может обрести и формальные рамки, а Google Glass и подобные устройства уравнят их в правах: теперь видеорегистратор будут иметь обе стороны. И Google Glass окажется частью обеспечения безопасности пешеходов наравне со светоотражающей одеждой, рекомендуемой в темное время суток.
По иронии судьбы, первой страной, выбранной для продажи очков вне пределов США, стала Великобритания, где в начале 2013 г. министерством внутренних дел был выпущен не имеющий аналогов в мировой практике документ — «Руководство по применению камер видеонаблюдения» с довольно спорной и неоднозначной концепцией «наблюдения по согласию». Но «наблюдение по согласию», по крайней мере, имеет рамки закона. А как, например, регулируется доступ к видеоматериалам, полученным с помощью тех же автомобильных видеорегистраторов, и их дальнейшее хранение и использование? Многим ли они отличаются от видео, которое может быть получено с помощью Google Glass? А есть еще камеры наблюдения в виде «интеллектуальных дверных глазков», домофонов. В Сети немало советов как превратить телефон или смартфон в IP-камеру удаленного наблюдения. Есть, наконец, люди, которые просто снимают на камеру телефона все, что их привлекает, и выкладывают на всеобщее обозрение. Особо хочется подчеркнуть, что речь идет не о папарацци и любителях жареных фактов, а об обычных людях, которые в силу собственных взглядов, воспитания, интереса могут передавать в общее использование л ю б ы е собственные материалы. И регулировать это можно только с нравственных позиций: как известно, барьеров для распространения интересного, а то еще и запретного, никогда не существовало. Или, точнее сказать, они никогда не обладали достаточной эффективностью.
Контроль становится обоюдным
С появлением и широким распространением устройств типа Google Glass мы переходим к революционной модели взаимодействия. И речь не об обществе, где все друг за другом шпионят, а о том, что все меньше остается места безответственным поступкам. Благодаря массе видеоматериалов и дальнейшему совершенствованию поисковых систем в направлении распознавания образов мы все будем иметь больше информации друг о друге. Уже не спрячешься в миллионных мегаполисах – напротив, они сузятся до размеров патриархальных уездных городов, где все знают, что Иван Иванович совершает променад после обеда, потому что это улучшает пищеварение.
Кстати, «сторонникам заговоров» достаточно ясно продемонстрировало свою позицию государство. После обращения правозащитников в Госавтоинспекцию по поводу незаконности дополнительного визуального контроля сотрудниками центров автоматической фиксации правонарушений ведомство, хоть и с задержкой, но согласилось с претензией и запретило подобную практику в регионах. И данный факт является также иллюстрацией необходимости общественного контроля.
Тотальное видеонаблюдение на деле может обернуться просто обоюдным общественно-государственным контролем в интересах и общества, и государства.
Здесь уместно привести еще один характерный пример. В московском Тушине в конце лета ввели в строй новый стадион «Открытие Арена». Он оборудован и принципиально иным уровнем защиты: на всех входах установлены системы электронного фейс-контроля. Так нововведение было описано в видеосюжете, посвященном новому стадиону: «Каждый билет привязывается к имени и фотографии человека еще при продаже. На входе сканер считывает по штрихкоду на билете всю информацию о посетителе. Камера проверяет лицо болельщика в базе данных, которую российские клубы ведут совместно. Так что если на прошлом матче вы вели себя излишне вызывающе и вам запретили появляться на футбольных мероприятиях, не питайте надежду – турникет не пройдете. Авторы также уверены, что публичное признание должно как-то исправить хулиганов». Итак, на помощь призван общественный контроль, а нарушителей, опять же благодаря общественности, будут знать в лицо.
Если обычные люди вдруг получат средства, позволяющие фиксировать то, что они видят, это даст им возможность иметь непосредственный д о к у м е н т и р о в а н н ы й взгляд на происходящие события. И этой информацией можно будет воспользоваться для разрешения спорных ситуаций, представив доказательства под собственным углом зрения, а не только «со слов очевидцев».
Иными словами, налицо не дальнейшее развитие тотальной слежки и видеонаблюдения, а долгожданная возможность поддержать необходимый баланс различных точек зрения. Причем не умозрительно-субъективных, а реально документированных. И чем больше окажется «углов зрения», под которыми удастся восстановить происшедшее, тем точнее ему можно будет дать оценку.
А Google Glass (название, кстати, имеет достаточно шансов, чтобы стать нарицательным, как когда-то ксерокс) и другие подобные устройства вполне могут сыграть роль второго великого уравнителя, дав возможность любому показать, «как все было на самом деле».