Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 10 2014 |
Андрей ГИДАСПОВ  Дмитрий ДУБОГРАЕВ  Виталий ГОЛОМБ  | 07 октября 2014 |
Цифровое Эльдорадо, или Как преуспеть стартаперу?
Чем стартап отличается от малого предприятия и на чем следует сфокусироваться, чтобы не потерпеть поражение в шаге от победы. Окончание. Начало см. «ИКС» № 3 и № 4.
Андрей ГИДАСПОВ представляет читателям «ИКС» еще двух успешных предпринимателей Кремниевой долины – выходцев из СНГ. Они помогают понять, чем стартап отличается от малого предприятия и на чем следует сфокусироваться, чтобы не потерпеть поражение в шаге от победы. |
Дмитрий ДУБОГРАЕВ. Стартапер, adapt and focus!
Дмитрий Иванович Дубограев – один из основателей и управляющий партнер юридической фирмы femida.us, также известной как International Legal Counsels PC, в Александрии (шт. Вирджиния, США), имеющей аффилированные офисы в Вашингтоне, Париже и Москве. Юридическая практика фирмы сконцентрирована на представлении интересов свыше 250 клиентов, выходящих на западные рынки, в области информационных технологий, программного обеспечения, высоких технологий, безопасности, телекоммуникаций и индустрии развлечений. Г-н Дубограев обладает более чем 20-летним опытом работы в корпоративном праве и праве интеллектуальной собственности, фокусируясь на правовых аспектах стартапов и интернет-индустрии, сделок по слиянию и приобретению компаний, инвестиций, корпоративного формирования и управления, проектов по трансферу технологий и их лицензирования, а также международных коммерческих транзакций.
– Чем отличаются русские стартаперы и стартаперы из СНГ от американцев? Почему у них не совсем получается то, что получается у американцев?
– Я могу судить о проектах как с точки зрения юриста, так и эмпирически, поскольку мы видим деловые будни и сделки наших клиентов. Конечно, стартаперы из СНГ допускают больше ошибок, нежели их американские коллеги, но кое-что у СНГ-стартапов получается даже лучше, чем у местных компаний, поэтому я бы не был таким категоричным. Например, в развитии проекта без внешнего финансирования и выживании в тяжелых условиях стартапы из СНГ преуспевают хотя бы потому, что ангельское финансирование в СНГ менее доступно. Российские, белорусские и украинские high-tech-компании также более креативны в подходе к новым проблемам, причем даже там, где креативность совершенно не нужна.
Излишняя креативность, с одной стороны, мешает привычному процессу, но, с другой стороны, это единственный способ преодолеть стереотипы и найти новые решения.
Поэтому для реального успеха бизнеса необходимо сфокусировать эту креативность в нужном направлении и не забывать, что в любом проекте важна не столько идея, сколько ее исполнение. На этом и должно быть сфокусировано внимание компании и ее «капитанов». Однако выходцы из СНГ, привыкшие к идеологии «самоделкина», часто теряют этот фокус.
Я знаю одну компанию с неплохими оборотами и большим персоналом, президент которой ради «экономии» делает всю финансовую отчетность сам, т.е. на две-три недели в году отрывает себя от управления собственным бизнесом. Когда рассказываешь об этом американцам, они этого понять не могут и спрашивают: «Он меньше зарабатывает своей профессией, чем попыткой изображать плохого бухгалтера?». Про контракты, которые подписывают русские, я вообще молчу – бывают совершенно курьезные случаи. Приходят из одной компании и говорят: «Мы тут лицензионный контракт подписали на наше программное обеспечение, не оцените?». Читаю первую строчку контракта: “The company hereby assigns…” (компания настоящим продает и передает …) – оказывается, они уже расстались со своим продуктом и даже не знали об этом.
Американцы же, привыкшие к многовариантности, часто напуганы отсутствием выбора в креативных задачах, но при этом намного более прилежны, следуя принятым канонам бизнеса, что делает их более понятными для инвесторов и рынка. То есть бизнес – это порой просто хорошая работа, не обязательно «открывать Америку». Другая особенность американцев – это мыслить с размахом, строить планы так, чтобы у учредителей и инвесторов было четкое понимание масштабируемости и делегирования. Для русских рост бизнеса часто становится личным кризисом, так как они продолжают микроменеджмент и не могут сфокусироваться на больших задачах и полагаться на профессионализм команды.
– В чем секрет создания успешного продукта/стартапа?
– Как мне кажется, суперуспех предприятия с участием выходцев из СНГ – это умение сбалансировать хорошие идеи и необходимые бизнес-процессы, финансовые, маркетинговые и правовые. Иными словами, русским, украинцам и белорусам нужно усвоить, чем хорошие продукты, игры и т.д. отличаются от хороших бизнесов. Эта разница стартапами из СНГ не всегда улавливается. И, если вы верите в свой проект, надо избегать «провала в успехе». Плохие проекты и так по разным причинам умрут, но жалко хорошие проекты, когда люди не готовы к успеху и на его пороге теряют плоды своей работы из-за того, что уже не контролируют предприятие. Поэтому нужно вести бизнес настойчиво, но аккуратно, позаботившись не только о скорости поступательного движения, но и о том, дабы не растерять ценность бизнеса или владение им по пути к успеху.
– Что нужно сделать, чтобы защитить свой новый продукт, и когда именно нужно начинать это делать?
– Это как с воспитанием ребенка, надо начинать с рождения, иначе будет поздно. Я сравниваю правовую защиту с забором – и то, и другое должно быть адекватным строящемуся зданию. Конечно, не все могут позволить себе юриста на ранних этапах, но существуют разумные меры, которые предприниматель должен принимать сразу, чтобы не поставить бизнес на колени с самого начала.
Одно из самых опасных действий стартаперов – это заключение непродуманных договоров с различного рода консультантами и продавцами (которые спустя некоторое время начинают предъявлять претензии к компании с требованиями денег или акций, даже если они ничего для компании не сделали). Вы удивитесь, как часто выходцы из СНГ заключают кабальные договоры при отсутствии четких обязанностей контрагента и возможности выйти из плохого контракта даже из-за его нарушения другой стороной. Добавьте к этому неоправданные ожидания и акульи аппетиты тех, кто много обещает, но мало достигает.
Опасна также непродуманность действий в отношении защиты интеллектуальной собственности, открытого и скрытого шпионажа и присвоения этой собственности конкурентами. К примеру, ко мне обратилась компания, которая не зарегистрировала вовремя торговую марку, и теперь ей придется переименовывать свой продукт и фактически проститься с тем рекламным бюджетом, который она, получается, потратила на рекламу своего конкурента, позаботившегося о приоритете торговой марки.
Губительны и разногласия между партнерами. Они возникают в двух случаях: когда деньги зарабатываются и когда они теряются. Поэтому самое обидное, когда проекты топятся разногласиями партнеров (имеющих разное видение путей развития и личных заслуг) при отсутствии договора акционеров или хотя бы закрепления на бумаге элементарных договоренностей между ними. Вот эти три фактора в основном и торпедируют проект, даже если с точки зрения продукта он мог бы быть успешным.
Советы молодым стартаперам от Дмитрия ДУБОГРАЕВА
1) Adapt and focus. Необходимо адаптироваться к текущим условиям и не быть консервативным в подходе к собственному бизнесу, но при этом не терять фокус, который может и, скорее всего, должен меняться. Напомню, что eBay создавался как проект по продаже б/у принтеров, Amazon – для торговли книжками, а 3M – вообще шахтерская компания. Поэтому создавая ценность внутри стартапа, надо почаще смотреть на свой проект со стороны, объективно оценивать его и себя самого и быстро подстраиваться под реалии бизнеса и жизни.
2) Ключевым моментом в процессе становления является хорошая команда, причем это не обязательно люди, которые умеют делать одно и то же и думают одинаково. Наоборот, должна быть команда именно идейных единомышленников, умеющих разное и с разными подходами, но с одной ключевой идеей и умением работать в команде. Иначе проект будет буксовать, и вы не сможете сконцентрироваться на главных задачах бизнеса.
3) Надо также научиться быстро избавляться от ненужного груза (и людского, и проектного), который часто топит хорошие проекты. Споры внутри команды – это хорошо, но ссоры, обиды и предъявление обоюдных претензий, особенно когда нет четких правил игры, – никогда. Поэтому, и более всего на ранних этапах, вы должны быть уверены, что у вас правильная команда, в которой есть взаимопонимание и договоренности. Как-то мне сказали, и я запомнил на всю жизнь: «Хорошая команда – это люди, с которыми ты готов потерять деньги». И если вы готовы, то проще будет работать, чтобы заработать, в этом сомнений нет.
Виталий ГОЛОМБ. «Повторение – это ошибка»
Виталий Голомб родился в Одессе, но переехал с родителями в Калифорнию в восьмилетнем возрасте. Уже в 13 лет он начал стажировку в одной из компаний в Кремниевой долине, а затем стал самым юным сотрудником сети Kinko's. Спустя несколько лет Голомб «взлетел» на доткомовской волне и создал ряд успешных стартапов. Сегодня Виталий активно участвует в развитии украинской стартап-экосистемы. Кроме того, он – член совета директоров стартап-инкубаторов Happy Farm, TechPeaks (Италия), ZIP (Хорватия) и Innovation Nest (Польша), а также советник американского стартап-акселератора 500 Startups. Виталий также является исполнительным продюсером Startup AddVenture, компании – организатора ежегодных конференций в Центральной и Восточной Европе.
Один наиболее успешных проектов Виталия, Keen, пользуется поддержкой ряда крупнейших инвесторов, включая 500 Startups, IDG-Accel и другие инвестиционные группы, которые вложили в него свыше $1,62 млн. С учетом того, что в 2012 г. проект уже получил свыше $925 тыс., в общей сложности Keen «поднял» $2,6 млн инвестиций.
Секрет Keen прост: стартап Виталия предлагает эффективные решения для полиграфических компаний. Это, в сущности, конструктор, позволяющий владельцам малых и средних предприятий создавать интернет-магазины в сфере полиграфических услуг. Решение включает программное обеспечение, автоматизирующее основные бизнес-процессы, причем по значительно более низкой цене, чем у конкурентов. Инвестиции будут направлены на усиление каналов сбыта и маркетинг. Голомб считает, что онлайн-полиграфия – один из наиболее динамичных рынков в мире.
Виталий Голомб:
– Можно сказать, что предпринимательскую деятельность я начал в 13 лет, когда стал стажером в моей первой компании. Дело в том, что, живя в Купертино, я с юности проникся духом предпринимательства. Мне очень нравилась идея создания собственного бизнеса и меня совсем не привлекала работа в крупных компаниях. Ведь каждый из нас имеет шанс достичь своей мечты.
– Каковы, по-вашему, различия между предпринимателями из СНГ и американскими предпринимателями?
– Конечно, современные стартапы сильно отличаются от представителей «советского» поколения предпринимателей, у которых преобладало инженерное мышление. Это мышление можно считать и плюсом, и минусом. Самое главное отличие американской системы бизнеса – наличие эффективной маркетинговой экспертизы, а также понимание системы продаж.
– Можно ли повторить успех Кремниевой долины в других странах мира?
– Я считаю, что Кремниевая долина в ее нынешнем виде возможна только в США и только в том месте, где она есть. Создать такую уникальную экосистему можно лишь при наличии нужных элементов – предпринимательского мышления, инфраструктуры и источников финансирования. Мое мнение – у каждого рынка, у каждой страны есть свой набор факторов, позволяющих запустить успешную предпринимательскую систему, исходя из плюсов данной страны. Слепое копирование элементов не даст никакого эффекта. Повторение – это ошибка. Например, в Лондоне – крупнейшем финансовом центре мира – очень успешно пошли стартапы финансово-технической направленности. В Нью-Йорке создано множество успешных стартапов, сфокусированных на рекламном направлении. Лос-Анджелес – это рынок развлечений, киноиндустрии и музыки. Но если смотреть дальше – на рынке Азии востребованы новые технологии в десятках сфер. Этот рынок, который готов поглотить все самое интересное. Никакого смысла строить вторую и третью Кремниевую долину нет.
Советы молодым предпринимателям из СНГ от Виталия Голомба
1) Не спешите бежать в Америку. Сделайте все, чтобы добиться максимального роста на своем рынке. Достигнув этой цели, проанализируйте следующий шаг – готовы ли вы к участию в «Олимпийских играх» стартапов? Помните, что США – самый высококонкурентный рынок, и ваш первый успех в стране, где вы работаете, еще ничего не доказывает здесь.
2) Всегда стремитесь решить наиболее трудную из задач, которые существуют на рынке сегодня. Ибо когда вы найдете решение такой проблемы, ваш бизнес обретет глобальные перспективы. Риск = награда. Если у вас есть малый бизнес, в котором заняты 5–10 человек, это нормально, но вы должны понимать, что это еще никакой не стартап. Стартап – это фактически экспериментальный бизнес, в котором, решив конкретную сложную проблему, вы выходите на очень высокий уровень.
3) Найдите проблему, которую может квалифицированно решить именно ваш стартап. Ваше образование и профессиональный опыт дадут вам безусловное преимущество перед любым другим конкурентом, который пытается решить данную задачу. У вас обязательно должно быть понимание того, что хочет ваша целевая аудитория.
4) Если вы хотите достичь успеха на рынке США, первым условием является знание английского языка. Затратьте достаточно времени на изучение языка – это необходимый инструмент успеха.
5) Качественное образование, конечно, важно, но еще важнее наличие опыта. Если вы хотите стать успешным серийным предпринимателем, вам нужно изучить внутреннюю структуру и операционную систему успешного стартапа. Поработайте в динамичных стартапах, изучите основы управления ими и «набейте руку».