обеспечение команде исследований наибольшей эффективности сбора данных, анализа и экспериментов;
Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 06-07 2014 |
Татьяна ТОЛМАЧЕВА  Кевин ДАНСИТ  | 16 июня 2014 |
Технологии в гонке вузов за рейтингом
Конкуренция в сфере высшего образования обостряется во всем мире. Современные технологии позволяют значительно и относительно быстро улучшить некоторые показатели, определяющие позиции университета в международном рейтинге.
Ситуацию можно сравнить с гонкой за первенство в преодолении самой высокой вершины планеты Эверест в начале 1950-х гг. Но кто определяет победителя этой гонки? Любые оценки и классификации вызывают, как правило, многочисленные споры и критику, однако три международных рейтинга лучших университетов мира получили общее признание. Это рейтинг британского издания Times Higher Education (THE), Шанхайского университета Jiao Tong (Академический рейтинг университетов ARWU) и QS World University Rankings.
От Финляндии до Новой Зеландии, от Великобритании до Китая университеты выделяют все больше ресурсов для улучшения своих позиций в международных рейтингах. Япония поставила амбициозную цель: к 2020 г. правительство намерено обеспечить вхождение в список топ-100 университетов мира не менее 10 японских университетов. Стратегический план развития Манчестерского университета (University of Manchester) предполагает привлечение культовых ученых для повышения репутации и качества исследований, что в свою очередь положительно скажется на позиции вуза в таблицах мировых рейтингов; к 2015 г. планируется принять на работу 5 лауреатов Нобелевской премии.
Между тем в таблицах лидирующих университетов мира российские вузы представлены слабо. Для изменения этой ситуации в 2013 г. была запущена федеральная программа повышения международной конкурентоспособности российских вузов и вхождения к 2020 г. пяти российских университетов в топ-100 высших учебных заведений мира. Однако важно понять, что быстрее добиться планируемых изменений университетам позволит только использование технологий. На сегодняшний день для сотрудников и студентов вуза это наиболее действенные инструменты, позволяющие преодолеть многие, если не все барьеры общения и взаимодействия: расстояние, специфику национальной и организационной структуры, язык – все, что определяет обособленность деятельности многих университетов мира, формируя «острова» знаний, опыта и экспертизы.
Технологии позволяют усовершенствовать процесс преподавания, обучения и проведения исследований, повысить эффективность систем управления, усилить международное сотрудничество и улучшить весь профиль университета. Кроме того, надлежащее и эффективное использование технологий стимулирует инновационную деятельность студентов, повышает шансы их трудоустройства и в конечном счете приносит значительную экономическую и социальную выгоду всей нации. Проанализируем, как и на какие операционные показатели деятельности вузов могут повлиять технологии.
Глобализация и российские вузы
Для повышения позиции университета в сфере создания и передачи знаний интернационализация сегодня является необходимым условием: способность университета к интеграции и его вовлеченность в глобальную сеть знаний, основанная на возможности соединять, передавать и взаимодействовать, – ключ к успеху в мировом масштабе. Хотя у России большая история выдающихся научных открытий во многих дисциплинах и под руководством ученых мирового уровня, не все открытия получили заслуженное признание в мире. Причиной такой ситуации является традиционно низкая интеграция значительной части российских университетов в мировую систему высшего образования.
Анализ рейтинга университетов развивающихся стран, подготовленного по методике QS, показывает, что даже всемирно известный российский университет МГУ занимает далеко не лидерские позиции в глобальном рейтинге, например, по индексу цитирования научных статей (которым оценивается активность и качество научно-исследовательской деятельности), по доле иностранных преподавателей в преподавательском составе и доле иностранных студентов в числе обучающихся (см. табл. 1). И это притом, что МГУ занимает достаточно высокие позиции по таким показателям, как индекс академической репутации и соотношение профессорско-преподавательского состава и численности обучающихся.
Проблему МГУ нельзя назвать уникальной. В самом деле, у всех российских университетов, как правило, очень низкий уровень охвата международной аудитории, а набор международных преподавателей и студентов невелик. Кроме того, результативность научных исследований, которая измеряется индексом цитирования научных статей в ведущих англоязычных рецензируемых журналах, и в самом деле довольно низка. Это не означает, что профессорско-преподавательский состав не активен в научно-исследовательской деятельности – причина в том, что результаты исследования не публикуются в изданиях, которые учитываются метриками, а потому не имеют достаточного международного признания.
Если оценить негативное влияние этих показателей на позиции университета, то можно увидеть, что их суммарный вес потенциально доходит до 30% всех метрик, используемых методологией рейтинга QS (см. табл. 2). Кроме того, не стоит забывать, что эти три показателя косвенно оказывают влияние и на индекс академической репутации, и на индекс репутации среди работодателей, а значит, суммарный коэффициент может достигать 50%.
Таким образом очевидно, что успешная стратегия интернационализации имеет решающее значение для российского университета, нацеленного на улучшение своих позиций в международных рейтингах. Такая стратегия должна быть интегрирована во все аспекты деятельности вуза, включая разработку образовательных программ, организацию научно-исследовательской деятельности, обеспечение управления обучением и формирование сильной управленческой команды.
Эффективная стратегия интернационализации обеспечивает совместные международные исследования, результат которых – публикации в соавторстве с международными учеными в ведущих изданиях (выявленных в ходе соответствующего библиометрического анализа). Она также предполагает различные формы транснационального образования, в том числе совместные с международными партнерами образовательные программы, которые в некоторых случаях позволяют получить двойной диплом. Помимо того, открытые онлайн-курсы могут не только обеспечить качество международного образования российским студентам, но также содействовать легкой и значительной интернационализации студентов в классе. Набирающие популярность программы международного обмена преподавателями и студентами – еще одна форма, позволяющая улучшить международный профиль университета и одновременно повлиять на его позиции в рейтинге ведущих вузов.
Технологический акселератор
В простом и предельно широком смысле научные исследования – это процесс сбора данных и информации, их изучение, обобщение и осмысление с целью производства новых знаний. В современных условиях в большинстве случаев научно-исследовательская работа стимулируется национальными амбициями государства и университетов – стремлением развивать и поддерживать высокий профиль и статус в области международных знаний и ноу-хау. Это достигается расширением границ знаний и развитием инноваций, полезных для всего международного сообщества.
Сам процесс проведения исследований и продвижение их результатов равно важны. Ключевыми факторами успеха в любой научно-исследовательской деятельности являются:
-
-
использование действенных инструментов для продвижения и распространения результатов научно-исследовательской работы (например, журнальных публикаций, изданий книг, презентаций с конференций) для создания репутации мирового уровня.
-
Технологии поддерживают процесс проведения исследований и распространение результатов научно-исследовательской работы. Технологии могут обеспечить и улучшить все аспекты исследовательской деятельности, например:
-
предоставить более широкий доступ к глобальной базе знаний;
-
расширить исследовательские связи и вовлечь в процесс исследований более широкое сообщество (взаимодействие);
-
создать среду для работы виртуальной исследовательской команды;
-
обеспечить управление информацией;
-
стимулировать создание глобальной репутации (через построение цифровой идентификации, онлайн-присутствия, участие в социальных сетях, участие в конференциях посредством видеомостов и пр.);
-
построить платформу для эффективного распространения результатов научно-исследовательской работы;
-
поддерживать личное профессиональное развитие и рост исследователей.
Для успеха российских исследовательских университетов очень важно сделать акцент на увеличении числа публикаций, появившихся в результате транснационального исследовательского взаимодействия. По оценке ведущего исследователя в области науки о данных Мартина Шомшора (Digital Science), более 40% всех опубликованных в 2013 г. исследований появились в результате транснационального исследовательского взаимодействия (в 1996 г. – только 25%). Из них на долю исследователей из США приходится около 30%, Китая – 10%. Россия заметно отстает от США, Германии, Великобритании и Китая в распространении результатов транснациональной исследовательской деятельности. В самом деле, удельный вес этого показателя в России, Бразилии и Индии намного ниже, чем в таких небольших странах, как Бельгия, Израиль, Сингапур и Тайвань.
Эффективное транснациональное взаимодействие требует более широкой активности исследовательского сообщества, расширения исследовательских связей и выстраивания виртуальных исследовательских команд. Достижение этой цели ставит перед университетами ряд задач, с которыми можно справиться с помощью определенных технологических решений (см. табл. 3).
Можно привести много примеров использования университетами по всему миру технологий для решения своих бизнес-задач, и их число растет, поскольку со временем приходит понимание всех предоставляемых ими преимуществ. Для многих университетов ключевым фактором успеха является возможность через создание виртуальной образовательной среды привлекать студентов, обучающихся удаленно. Нередко такая возможность позволяет привлекать международных партнеров к совместным программам или программам с двойными дипломами. В других случаях отдельные университеты и консорциумы университетов запускают онлайн-проекты (например, Coursera, edX в США, FutureLearn в Великобритании, Open2Study в Австралии), предлагая массовое обучение (часто бесплатное и, как правило, без выдачи каких-либо сертификатов и дипломов). Даже такой престижный университет, как Гарвардская школа бизнеса (HBS), запускает в июне 2014 года несколько своих программ дистанционного обучения. К участию привлечены такие культовые профессора, как Майкл Портер и Клейтон Кристенсен.
Технологии оказывают заметное влияние и на традиционные учебные заведения. Сегодня полные программно-аппаратные решения Lecture capture, включающие запись, реформатирование, вещание, обмен и архивирование, позволяют университетам использовать методику «перевернутого класса» (Flipping the classroom). Благодаря ей студенты получают доступ к обязательным обучающим материалам до занятия, а аудиторное время посвящено практическим заданиям для закрепления теоретического материала, изученного дома самостоятельно, и развитию на его основе практических навыков.
Комплексное воздействие глобализации и стремительные технологические изменения в свою очередь значительно меняют кампус XXI века. Он становится более независимым. Полностью подключенный к интернету по проводным и беспроводным сетям, кампус уже не ограничен физическими стенами. Исследователи эффективно ведут совместную научно-исследовательскую работу в режиме реального времени, не чувствуя региональных и международных границ, комфортно располагаясь в своих кабинетах и лабораториях. Центром интерактивного образовательного процесса становятся электронные библиотеки. И хотя сегодняшнему университету еще далеко до нарисованного будущего, технологии уже сейчас кардинально, быстро и бесповоротно меняют мир, трансформируя бизнес-модели образования.
Университеты должны быть готовы принять технологический вызов. Те, которые этого не сделают, безвозвратно устареют и станут невостребованными. Эту мысль подтверждает и создатель теории подрывных инноваций, один из соавторов книги «Инновационный университет: изменение ДНК высшего образования изнутри» Клейтон Кристенсен, который считает, что в следующие 10–15 лет 25% вузов или совсем умрут, или вольются в другие университеты (C. Christensen, M. Horn. Innovation Imperative: Change Everything Online Education as an Agent of Transformation: New York Times, 01/11/2013). Как считают авторы, уже сейчас традиционные вузы демонстрируют штаммы сломанной бизнес-модели, отражающие спрос и ценовое давление, несвойственные раннее высшему образованию. Подрывные инновации (среди которых, например, массовые открытые онлайн-курсы) со временем приведут к полной трансформации индустрии. И не стоит забывать, что именно технологии позволяют обеспечивать их внедрение и реализацию.