Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 06-07 2014 |
Лилия ПАВЛОВА  | 16 июня 2014 |
Рожденные регулятором
Почему «не взлетела» MNP, что потребуется для реализации универсального обслуживания в новом наполнении? Эти вопросы российский телеком обсуждает с регулятором, инициировавшим внедрение этих услуг.
Пять лет до равенства
Справившись с телефонным неравенством, универсальная услуга связи выходит на новый уровень – ликвидации цифрового неравенства в области широкополосного доступа в интернет. В феврале 2014 г. был принят закон №9-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О связи”», который направлен на реформирование системы универсального обслуживания и дает целевую установку достичь к 2018 г. 80% проникновения ШПД на всей территории страны. Согласно этому закону, обязанность по оказанию универсальных услуг связи возлагается на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем двух третей субъектов РФ. Этому требованию удовлетворяет только компания «Ростелеком» – и распоряжением правительства от 26 марта 2014 г. № 437-р именно она назначена оператором универсальных услуги связи в России.
К слову, подписанный в мае контракт между Россвязью и «Ростелекомом» несколько отодвигает заявленные в законе сроки, но поднимает планку проникновения ШПД до 93%. По контракту, будет сохранено 148 тыс. установленных таксофонов, а также 21 тыс. пунктов коллективного доступа в интернет. В то же время оператор универсального обслуживания обязан в течение пяти лет обеспечить высокоскоростным доступом в интернет населенные пункты численностью от 250 до 500 человек на скорости не менее 10 Мбит/с. Высокоскоростная ВОЛС пройдет по территории, на которой в целом проживает около 33 млн человек, точки доступа в интернет будут организованы более чем в 13,6 тыс. населенных пунктов страны.
Для реализации поставленной задачи «Ростелекому» потребуется построить около 200 тыс. км ВОЛС в дополнение к имеющимся 500 тыс. км собственных магистральных сетей и более чем 2,6 млн км местных сетей связи. По словам руководителя Россвязи Олега Духовницкого, с учетом того, что резерв универсального обслуживания небезграничен, к проекту, вероятно, потребуется «подтягивать какие-то инвестиционные программы». Как сообщил на X международном форуме операторов связи «Телеком–2014» Сергей Калугин («Ростелеком»), оператор решил войти в этот проект после того, как удалось снизить стоимость строительства километра оптического волокна практически в два раза. «Если бы этой работы не было сделано, наверное, за разумные деньги строить такую сеть было бы невозможно, – признал С. Калугин. – Нам удалось договориться с энергетиками строить сети в том числе по линиям электропередачи, что удешевит стоимость строительства и сократит его сроки».
При этом ликвидацию цифрового неравенства планируется вести и с мобильного фланга, для чего ГКРЧ в декабре 2013 г. приняла решение, в соответствии с которым операторы, продлевающие или вновь получающие лицензии на использование частот в диапазонах менее 1 ГГц, будут обязаны покрыть связью все населенные пункты численностью более 1тыс. человек, в диапазоне от 1 до 2,2 ГГц – с числом жителей более 2 тыс. человек, а в полосах частот от 2,2 ГГц до 3 ГГц – от 10 тыс. человек, расположенные на территории, где оператор имеет соответствующий частотный ресурс. «От реформы универсального обслуживания и решения ГКРЧ мы ожидаем синергического эффекта, когда ВОЛС, которые строит «Ростелеком», позволят мобильным операторам существенно расширить покрытие сотовых сетей и обеспечить население современной связью», – отметил К. Степаненко (Минкомсвязь России). По словам Павла Бородина («ВымпелКом»), для этого мобильным операторам необходимо понимать, сколько и какие именно населенные пункты должны быть покрыты сотовой связью, выбрать наиболее доступную для их населения технологию, определиться с критериями предоставления услуги. Кроме того, добавил Руслан Ибрагимов (МТС), операторы ждут законодательного закрепления форм государственно-частного партнерства, ранее реализованного в проектах телефонизации федеральных трасс и теперь планируемого к развитию при реализации универсальных услуг связи.
На базе планируемой инфраструктуры ВОЛС застраивать широкополосным доступом небольшие населенные пункты могут и другие операторы, но, как отметил глава ТТК Артем Кудрявцев, для этого им необходимо получить ясное представление о тарифах на доступ к магистралям «Ростелекома», а регулятору – помочь в снятии барьеров при входе операторов в жилые дома и, возможно, изменить подход к лицензированию. «Наверное, не совсем правильно в каждом маленьком городе выдавать много лицензий на фиксированный интернет – лучше выдавать одну лицензию, но с обязательством по застройке всей территории, – считает А. Кудрявцев. – Если у нас не будет излишней конкуренции на этой территории, то мы готовы застроить не только «лакомые» 5-этажные дома, но также и совсем малоэтажную застройку, куда идти экономически невыгодно». Пока это предложение поддержки у министерства не нашло. Относительно доступа в жилые дома К. Степаненко сообщил, что в скором времени ожидается выход постановления правительства, регулирующего создание в таких зданиях инфраструктуры, которую можно будет присоединять к внешним сетям связи.
Разбор полета MNP
Если к новой универсальной услуге отрасль только готовится, то первые результаты работы MNP уже известны и в буквальном смысле половинчаты: с момента запуска услуги из недели в неделю удовлетворяется чуть больше половины заявок на перенесение номера. Так, по данным ЦНИИС (оператора базы данных перенесенных номеров), на 8 мая уйти в другую сеть с сохранением номера пожелали 370 762 абонента, фактически перенесено 204 867 номеров. Централизованной статистики причин отказов не существует, однако операторы отмечают, что многие абоненты получают отказ по собственной вине (например, из-за долга или неправильно оформленного договора). К объективным причинам следует отнести крайне сжатые сроки, отведенные на разработку нормативно-правовой базы MNP и соответствующую модернизацию ИТ-систем операторов.
Как отметил П. Бородин, если бы услуга запускалась чуть позже, она, наверное, работала бы эффективнее. «Но это процесс новый, мы набиваем шишки, движемся вперед и совместными усилиями решим проблемы, – констатировал П. Бородин. – Надеемся, что шероховатости в нормативно-правовой базе в ближайшее время будут устранены, и MNP станет хорошо отлаженным механизмом». По мнению К. Степаненко, важен уже сам факт введения MNP. «Мы не вполне довольны процессом, который сейчас сложился, но мы его корректируем, учитывая мнения операторов и оператора базы данных переносимых номеров, – отметил К. Степаненко. – С вступлением в апреле в силу поправок, которые сделали сроки переноса номера понятными и четкими для всех абонентов (для физлиц – 8 дней, для юрлиц – 29), мы ожидаем, что II-III квартал покажет нам, насколько востребован этот сервис с уже отлаженной технологической процедурой переноса, с участием всех операторов, которые на сегодня полностью подключены к базе данных. В конце года можно будет подвести более точные итоги внедрения этой возможности для абонентов». Нормативно-правовая база будет пополняться, система – совершенствоваться, новые сервисы – внедряться, уверен и О. Духовницкий. Иначе говоря, связисты занимают оптимистичную позицию «стакан наполовину полон».
«Наполовину пустым» его считает Дмитрий Рутенберг (ФАС России), отметивший, что практически двукратный разрыв между количеством поданных заявлений на перенос и числом портированных номеров «вызывает серьезное недоумение и вопросы». Кроме того, Федеральная антимонопольная служба не удовлетворена наметившейся практикой отказа операторов «отдавать» крупных заказчиков конкурентам. «Большие надежды возлагались на MNP в секторе крупных корпоративных клиентов, в первую очередь госзаказчиков, поскольку переход органов власти от одного оператора к другому должен дать экономию для федерального бюджета, – признал Д. Рутенберг. – К сожалению, формирующаяся практика потребовала от нас административного вмешательства, и сейчас приходится мерами антимонопольного воздействия пытаться эту практику откорректировать или пустить ее в нужное русло».
По словам К. Степаненко, для упрощения перехода госзаказчиков от оператора к оператору по инициативе Минкомсвязи в настоящее время готовятся изменения в правилах оказания услуг: такая возможность будет учтена в госконтрактах. Анна Серебряникова («МегаФон») считает, что если с помощью ФАС и Минкомсвязи до конца года (начала тендеров на госконтракты) новая конкурсная процедура будет отработана, у операторов не возникнет проблем технического взаимодействия, которые сегодня влияют на MNP и его имидж. «Если проблемы возникают с большими государственными клиентами, об этом все сразу говорят, пишут, что плохо сказывается в целом на имидже услуги, – заметила А. Серебряникова. – Но я бы хотела сказать, что создание базы данных перенесенных номеров – это большой прорыв. В скором будущем ее можно использовать не только для MNP, но и для переносимости фиксированных номеров».
Примечательно, что все операторские волнения по MNP связаны именно с корпоративным сектором, а массовый, как и прогнозировалось, отреагировал на появление услуги вполне спокойно. Как заметил Александр Провоторов (Tele2 Россия), на фоне 200-миллионной абонентской базы число заявок на перенесение номера крайне незначительно. «Услуга имеет важное значение для антимонопольного регулирования и государству необходима, но нельзя сказать, что благодаря MNP ландшафт рынка драматически изменится», – резюмировал А. Провоторов.
В то же время операторы признают, что запуск MNP сработал как некий катализатор заботы об абонентах: как минимум, их начали обзванивать и интересоваться, удовлетворены ли они обслуживанием.
Само ее внедрение стало реальным дисциплинирующим фактором для операторов. Но добиться рыночного регулирования качества оказываемых операторами услуг можно лишь тогда, когда сама MNP станет отвечать предъявленным ей требованиям в полной мере. Для «подсчета цыплят» дождемся осени. А в отношении второй услуги – универсальной широкополосной – терпения придется набраться надолго.