Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 06-07 2014 |
Евгения ВОЛЫНКИНА  | 08 июня 2014 |
Законодательная гиря
Тормозом для внедрения передовых телемедицинских решений остается отсутствие нормативно-законодательной базы.
На информатизацию здравоохранения в последние годы государство потратило внушительные суммы. Ушли они главным образом на инфраструктурные проекты, так что мгновенного практического эффекта от них для пациентов ожидать не приходится. По мнению специалистов, процесс информатизации явно тормозит состояние нормативно-правовой базы, которая никак не приблизится к реальности и возможностям информационных технологий. Поэтому информатизация здравоохранения по-прежнему носит лоскутный характер. Это же относится и к телемедицине, что в очередной раз подтвердила 2-я международная конференция «Инфокоммуникации в здравоохранении. Создание национальной телемедицинской системы».
Есть интересные телемедицинские проекты, работающие в рамках отдельных организаций и регионов. Особенно это касается приложений, для которых пробелы в нормативной базе не так критичны. Например, хорошо разработаны технологии для дистанционного обучения врачей и студентов-медиков. Руководитель УЦ научно-клинического центра «РЖД» Валерий Столяр считает, что такое обучение должно быть обязательно интерактивным и строиться на базе профессиональных систем ВКС с соответствующими каналами связи, потому что оно будет эффективным, только если у обучающихся есть возможность задавать вопросы, выбирать изображения с разных видеокамер, фиксирующих процесс операции, слышать комментарии хирурга, получать стереоскопическое изображение с камер на его шлеме и т.п. Но есть и телемедицинские приложения «для бедных»: в Татарстане уже прошло тестирование мобильного диагностического комплекса для фельдшерско-акушерских пунктов, и на этот год запланировано его внедрение в промышленную эксплуатацию. Весь «комплекс» упаковывается в небольшой чемоданчик, и входит в него только то, что потянет сельская медицина – тонометр, электрокардиограф, пульсоксиметр и т.п. Полученные данные сельский фельдшер может передать в республиканское «медицинское облако» и оттуда получить результаты по каналу со скоростью всего 16 Кбит/с.
Телемедицинских приложений разработано немало, но для их эффективного использования нужен объединяющий системный проект и законодательное обеспечение. Еще в 2001 г. появился приказ Минздрава и тогда еще существовавшей РАМН «О введении в действие концепции развития телемедицинских технологий в РФ». В 2010 г. на Межпарламентской ассамблее СНГ был принят модельный закон «О телемедицинских услугах», а затем в законе «Об обязательном медицинском страховании» (№ 326-ФЗ от 29.11.2010) определены возможности финансирования телемедицинских систем из средств ОМС. В конце декабря 2012 г. специалисты, работающие в разных направлениях, имеющих отношение к телемедицине, образовали рабочую группу, которая поставила своей целью инициировать построение национальной телемедицинской системы. Создание специального закона о телемедицинских услугах было признано слишком долгим делом, поэтому рабочая группа взялась за подготовку поправок в имеющийся закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (№323-ФЗ от 21.11.2011). Как рассказал заместитель директора ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Георгий Лебедев, предлагаемые рабочей группой изменения касаются 12 статей этого закона. В них нет ничего революционного, в большинстве своем это точечные дополнения, фиксирующие возможность использования телемедицинских технологий в системе организации медицинской помощи. Однако продвижение этих предложений, позволяющих создать законодательную основу для массового внедрения телемедицинских услуг, идет очень туго, дальше разговоров в околодумских кулуарах дело пока не двинулось.
Недавно Минздрав провел встречу с разработчиками и производителями решений в сфере телемедицины, заявленной целью которой была подготовка предложений по координации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере телемедицины, но каковы будут ее последствия, пока непонятно.
Теперь в профессиональном сообществе появилась идея о создании саморегулируемой организации (СРО), которая могла бы объединить всех участников этого рынка для формирования его правил и продвижения законодательных изменений. Станислав Глазов («Интеллект Телеком»), считает, что в создании такого СРО заинтересованы не только страховые компании, медицинские учреждения, операторы телематических услуг, производители медицинских устройств и лекарств, но и само государство, если оно действительно хочет получить эффективно работающую телемедицину. Но насколько быстро будет реализована эта идея, будет ли она реализована вообще и если да, то в какой форме и с каким результатом, зависит, конечно, прежде всего, от активности потенциальных участников.