Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 05 2014 |
Евгения ВОЛЫНКИНА  | 06 мая 2014 |
В приоритете – медицинские ИС
Волна финансовых вливаний в информатизацию российского здравоохранения пришлась на 2011-2012 гг., инфраструктурные проекты по большей части реализованы, дело за внедрением информационных систем, непосредственно влияющих на качество медицинской помощи.
Крупная специализированная выставка и конференция по медицинским информационным технологиям MedSoft, традиционно организуемая Ассоциацией развития медицинских информационных технологий (АРМИТ), отметила 10-летний юбилей. История форума отражает не только состояние рынка медицинских ИС и успехи их разработчиков, но и общее положение информатизации здравоохранения.
Прирост регионами
Как отметил президент АРМИТ Михаил Эльянов, пик участников и посетителей MedSoft пришелся на 2010 г., когда стало известно о планах государственных инвестиций (на информатизацию здравоохранения в 2011–2012 гг. было выделено около 30 млрд руб.), однако потом интерес пошел на спад, так как медицинские организации почувствовали ограничение в выборе конкретных решений для информатизации. По этим же причинам сократилось число фирм-разработчиков медицинских ИС. Впрочем, в этом году количество участников выставки вновь выросло. М. Эльянов объясняет это активностью региональных компаний, доля которых в числе экспонентов впервые превысила 30%. Пусть это не самые крупные фирмы, но для поддержания интереса медицинского сообщества необходимы новые участники. Правда, руководство отрасли MedSoft–2014 ожидаемо пропустило, поскольку на прошлогодней выставке на совместном заседании комиссии Совета Федерации по развитию ИО и Экспертного совета Минздрава РФ получило от профессионального сообщества изрядную порцию критики.
Между тем, на MedSoft–2014 была продолжена заложенная в прошлом году традиция проведения конкурса на лучшие медицинские информационные системы (МИС). Причем главным успехом организаторы считают не столько награждение передовых решений и их разработчиков, сколько выработку и испытание обоснованных и понятных участникам критериев оценки трех основных классов МИС, а именно: систем комплексной информатизации медицинских организаций (КМИС), лабораторных информационных систем (ЛИС) и радиологических информационных систем (РИС). Практика создания прозрачных и понятных участникам правил игры оказалась востребованной и за пределами MedSoft'а. Как рассказал М. Эльянов, критерии определения победителей взяты на вооружение некоторыми региональными органами управления здравоохранения при проведении тендеров и конкурсов на разработку и внедрение МИС на своих территориях.
Получается, что регионы, в отличие от федерального руководства здравоохранения, более внимательно прислушиваются к мнению профессионалов медицинской информатизации.
Финансы и ПО
Возможно, в силу этих причин финансирование информатизации здравоохранения федеральный центр фактически сбросил на регионы и медицинские учреждения. В прошлом году все регионы успешно защитили свои программы информатизации, и в сентябре 2013 г. появилось распоряжение правительства РФ № 1702-р «Об утверждении плана реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», которое предусматривало финансирование информатизации регионов (без федеральных компонентов ЕГИСЗ) в 2013 г. на 11 млрд 172 млн руб., причем 34,9% затрат приходилось на федеральный, а 65,1% – на консолидированные региональные бюджеты; собственные средства медицинских учреждений привлекать не планировалось. Однако, по словам Александра Гусева («К-МИС», Петрозаводск), реальное положение оказалось иным. По данным мониторинга портала госзакупок, проводимого специалистами «К-МИС» в течение года, контрактов подписали на 3 млрд 661 млн руб. (32% запланированной суммы). Но и эти деньги распределились не так, как планировалось: федеральный бюджет оплатил 0,42% затрат, из консолидированных региональных бюджетов выделили 83,33%, и на 16,25% раскошелились сами медицинские организации. А. Гусев предупреждает, что такая ситуация чревата потерей инвестиций в ИС, созданные в 2011-2012 гг., если у регионов в отсутствие федерального финансирования не хватит денег на их поддержку.
Интересно и распределение финансирования: на реальный выбор программных продуктов и их внедрение было потрачено лишь 14,8% средств, а 85,2% пришлись на техническое сопровождение и внедрение явно указанных в конкурсной документации ИС, заказную разработку или доработку имеющихся у заказчиков ИС и на закупку дополнительных лицензий определенного ПО. Поэтому снижение интереса медицинских организаций к новым программным решениям ожидаемо. Правда, нельзя не отметить, что заявляемые сроки выполнения госконтрактов в 2013 г. стали реалистичней: средний показатель – 268 дней (при минимальном – 34), тогда как в 2011-2012 гг., например, бывали конкурсы, когда региональный сегмент ЕГИСЗ предполагалось создать за 8 дней. А. Гусев также отметил, что в прошлом году поменялся ассортимент закупаемых ИС: раньше б'ольшая часть денег уходила на программы бухгалтерского и кадрового учета, а в 2013 г. стали превалировать специализированные медицинские решения (МИС, ЛИС и РИС).
Облака и пациенты
Стоит также отметить, что регионы занимаются не только закупкой и внедрением разного рода ИС медицинского назначения, но и облачными сервисами, которыми пользуются по контракту с «Ростелекомом». Как рассказала Мария Дегтерева (МИАЦ, Владимирская область), областное здравоохранение занялось облаками еще в 2011 г., и сейчас в облаке работают система выписки электронных рецептов с использованием смарт-карт (подключились уже 33 медицинских учреждения), электронная регистратура с записью к врачам (в 2011 г. в ней было зарегистрировано 7347 заявок, в 2012 г. – более 471 тыс., а в 2013 г. - почти 1 млн 165 тыс.) и система электронного документооборота (внедрена уже в 117 ЛПУ области). Причем на портале областного здравоохранения в открытом доступе размещены инструкции для всех пользователей облачных сервисов (в том числе пациентов).
Электронная запись, впрочем, не улучшает качества медицинской помощи. Понятно, что все мы должны сами заботиться о своем здоровье, но, как отметил Борис Зингерман (Гематологический НЦ Минздрава РФ), трудно это делать, не имея данных о предмете заботы – тех самых, которые содержатся в бумажных картах медучреждений и для которых уже не первый год планируется ввести электронные медицинские карты (ЭМК). По идее, все мы в соответствии с законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» имеем право получить доступ к своим данным о здоровье, но воспользоваться им сейчас сложно и пациентам, и врачам. Решить эту проблему можно с помощью электронного доступа к медицинской информации. В Москве планируется создать систему личных кабинетов пациентов, в которые будут выгружаться данные из московской ЕМИАС. Это позволит пациентам не только иметь все результаты обследований и посещений врача, но также существенно упростит получение «второго мнения», право на которое также записано в законе.