Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 05 2014 |
Наталия КИЙ  | 06 мая 2014 |
E-Health ищет средства
Недостаток денег на содержание техники и оборудования, поддержку ИТ-проектов – такую проблему дня сегодняшнего и завтрашнего видят представители медицины, участвующие в реализации концепции «Электронное здравоохранение».
После серьезного федерального финансирования, выделенного на информатизацию в последние годы и не принесшего запланированных результатов, в российском здравоохранении наступает непростой период. Об этом, в частности, говорили представители Республики Татарстан в ходе телеконференции «Здравоохранение будущего». В Татарстане есть информационные системы и действующие ИТ-решения, которые необходимо поддерживать и непрерывно модернизировать: 148 медучреждений охвачено телеком-инфраструктурой «оптоволокно до здания»; пять лет работает диспетчерский центр Минздрава республики, который позволяет проводить аудит бизнес-процессов в местном здравоохранении; тысяча виртуальных консультаций в год – обычное дело для татарской телемедицины, где также реализуется проект «Единый дежурный врач республики». Дополнительного мобильного клинико-диагностического оборудования требует и новый подход к обслуживанию людей на дому: по вызовам отправляется фельдшер с чемоданчиком средств для первичных исследований больного, а участковый врач все больше сидит в поликлинике, анализирует полученные данные и назначает лечение.
«Необходимо обеспечить бесперебойное функционирование информационных систем и оборудования, которые были закуплены в 2011—2013 годы. Если этого не будет сделано, через год придется начинать все сначала», – заявляет Роман Сафронов, заместитель директора департамента ИТ и связи Минздрава России.
«В регионах отмечается текучесть кадров здравоохранения – следствие того, что кончились деньги. Все, на разных уровнях, поняли, что будет плохо со средствами. А между тем, по моему мнению, на данный момент в стране нет полноценной единой территориальной информационной системы, – считает Татьяна Зарубина, завкафедрой медицинской кибернетики и информатики РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный внештатный специалист по внедрению ИС в здравоохранении Минздрава России. – Информатизация здравоохранения – это дорого, трудно и, что особенно важно, системно. Что делать? Россия всегда прирастала регионами. Большинство задач федерального уровня можно приложить к региону. Надо приземлить задачу, перестать делать макеты. Надо делать мало, но реально, например, реализовать выписной эпикриз в формате интегрированной электронной медицинской карты (ЭМК)».
На повестке дня и интеграция Крыма в процессы информатизации российского здравоохранения. Специфика нового субъекта Федерации – его притягательный санаторно-курортный характер. По общему признанию, системы здравоохранения России и Крыма заметно различаются. Например, в симферопольском Республиканском перинатальном центре гордятся разветвленной телемедицинской системой и не хотели бы ее потерять. Как рассказал главный врач Республиканского перинатального центра Станислав Рябушевский, в рамках программы «Здоровье матери и ребенка» на Украине была создана сеть перинатальной помощи для связи между регионами посредством телеконференций и телеконсультаций, все рабочие места центра имеют доступ к единому серверу с информацией, проводятся онлайн-консультации с киевским Институтом акушерства и гинекологии. «Мы хотели бы интегрироваться в российскую телемедицину, надеемся на подобное сотрудничество с российскими специалистами, на финансирование и развитие нашей телемедицинской сети», – говорит Станислав Рябушевский.
«Украина отстает от России на три–четыре года, – прокомментировал Роман Сафронов (Минздрав России). – Мы окажем помощь двум новым субъектам Федерации. Надо, чтобы и они поделились своим опытом. Жители Крыма должны иметь те же возможности, что и остальные россияне. Лучше пусть они учатся на наших ошибках».
Отныне российскому здравоохранению потребуются средства для e-health в расширенном составе. В отсутствии адекватных бюджетных вливаний наблюдатели и практики обратили свои взгляды на частно-государственное партнерство, а значит, формирование инвестиционно привлекательного имиджа российской отрасли здравоохранения начиная с муниципального уровня. Цель сколь благородная, столь и трудно достижимая. Но начинать все сначала спустя несколько лет – значит, расписаться в собственном бессилии.