Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 03 2014 |
Юрий САМОЙЛОВ  | 08 апреля 2014 |
Настоящая коммерциализация облаков еще впереди
Абсолютные размеры российского рынка облачных сервисов пока невелики, да и работают на нем в основном энтузиасты – и провайдеры и заказчики. Об особенностях взаимодействия участников этого тандема приверженцев облаков – генеральный директор компании DataLine Юрий САМОЙЛОВ.
– Что происходило в облаке DataLine в 2013 г.?
– Итоги нашей работы хорошо соответствуют общим тенденциям облачного рынка в России, на котором активно растут услуги IaaS («инфраструктура как сервис»). Наша выручка в этом секторе в 2013 г. увеличилась более чем на 100%, и это вполне объяснимо – пока действует эффект низкой стартовой базы. В абсолютных же величинах речь идет о небольших цифрах, если их сравнивать с объемом рынка традиционных услуг дата-центров. За последний год число клиентов нашего облака заметно выросло, их уже около сотни, и для обслуживания их сервисов отведено несколько десятков стоек с оборудованием.
Особенностью 2013 г. стало увеличение количества сложных проектов, которые предполагают не просто аренду виртуальных ресурсов, а проектирование решения под конкретные информационные системы и помощь заказчику в миграции с физических мощностей в облако с минимальными перерывами в сервисе для конечных пользователей. Одним из самых интересных наших проектов 2013 г. считаю запуск в эксплуатацию катастрофоустойчивого облачного решения CloudLine Metrocluster для критически важных приложений, чувствительных к времени восстановления сервиса при сбоях. В нем задействованы два наших московских дата-центра – NORD на Коровинском шоссе и OST на Боровской улице, соединенных оптоволоконным кабелем общей протяженностью 33 км. Идея использовать преимущества двух площадок возникла в 2010 г. сразу после запуска второго дата-центра. Немало времени было потрачено на испытания разных аппаратных платформ и программных продуктов, поддерживающих репликацию ресурсов между двумя ЦОДами, и в итоге была построена архитектура, позволяющая обеспечить непрерывную доступность сервиса и сохранность данных при отказах сетевых каналов между дата-центрами, отказах сети SAN и контроллера СХД, частичном отказе физических серверов и полном отказе одного из двух дата-центров. В последнем случае время восстановления сервиса клиента после аварии составляет 15 мин, а при любых других вариантах сбоев – от 0 до 2 мин.
– Облачный провайдер DataLine сам является владельцем дата-центра. В чем специфика или преимущества такого совмещения функций?
– Каких-либо существенных преимуществ для владельцев ЦОДов на рынке облачных сервисов, пожалуй, нет. Но по сравнению со средним облачным провайдером нам проще предложить заказчику широкий спектр продуктов, включающий и физические, и виртуальные инфраструктуры, – оборудования для этого у нас достаточно. Кроме того, поскольку наш сервис уже можно считать массовым, то качество наших услуг высокое: работает эффект масштаба. При большом количестве оборудования выход из строя отдельных компонентов слабо влияет на доступность сервиса для наших клиентов. Ну и цену мы можем предложить немного ниже, ведь услуги дата-центра, которые всегда присутствуют в составе облачного сервиса, обходятся нам по себестоимости.
– Какая доля приходящих к вам потенциальных клиентов в итоге заключает договор на облачный сервис? Что не устраивает «отказников»?
– До заключения договора доходят порядка 20% потенциальных заказчиков. Полагаю, что это довольно большая цифра для данного рынка. Самая частая причина отказов – информационная безопасность: к сожалению, не всегда удается объяснить клиенту, что в облаке можно обеспечить очень высокий уровень изоляции систем. Об этой проблеме вам, наверное, скажут все облачные провайдеры. Кроме того, бывают, если можно так выразиться, технические причины отказов. Например, когда в облачной среде не удается добиться необходимой производительности конкретной системы заказчика. Но на рост продаж, несомненно, положительно влияет то, что мы всегда предоставляем заказчику возможность попробовать любое решение. Причем получить виртуальные мощности для тестирования он может буквально в течение дня. Нужно только согласовать технические требования. Первый раз виртуальные машины для заказчика генерируют наши инженеры, а дальше он все делает сам.
– Насколько реалистичны требования нынешних заказчиков облачных сервисов? Применима ли здесь формула «клиент всегда прав»?
– Конечно же, клиент всегда прав, независимо от его требований. Но разумный клиент выбирает нас в качестве провайдера в том числе и потому, что мы обладаем определенными знаниями и опытом и готовы делиться ими. От этого зависят качество и стабильность сервиса. На мой взгляд, главная задача провайдера облачных услуг состоит в том, чтобы помочь заказчику трансформировать его информационную систему из физической инфраструктуры в виртуальную. Бывает, что для реализации проекта приходится привлекать и разработчиков программных продуктов, имеющих более богатый опыт внедрения тех или иных решений. Не всегда все проходит гладко, но в любом случае мы стремимся к тому, чтобы клиент был удовлетворен. Тогда он купит у нас что-нибудь еще, а это самый эффективный способ развития нашего сервиса.
– Можно ли уже каким-то образом классифицировать ваших облачных клиентов? Кто они, потребители российских облаков?
– О классификации говорить, наверное, рано – клиентская база довольно фрагментированная. Понятно, что крупных заказчиков, которые перенесли в облако все свои ИТ-системы, в том числе критические для бизнеса, у нас немного – около десятка, но их пример показателен. Большинство же наших клиентов пока находятся в стадии некоего тестирования облачных сервисов. Они переносят в облако не очень критичные для них приложения и принимают решения о дальнейшей стратегии своей работы с облаками. В основном это коммерческие компании, имеющие отношение к ритейловому бизнесу, у которых есть и офлайновое присутствие, и подразделение интернет-торговли. Есть также производственные компании с распределенной структурой. Услуга облачного резервного копирования начала привлекать финансовые организации и страховые компании, т.е. тех, кто в соответствии с законодательством обязан хранить большие архивы данных, к которым в реальности обращаются редко.
– Каким бы вы хотели видеть своего облачного заказчика? Какие клиенты вам интересны?
– Нам нравятся все заказчики, которые развиваются и которых можно назвать энтузиастами. Они не боятся пробовать, и если у них что-то получилось с одной системой, то они стремятся перевести в облако другие решения. Приятно также иметь дело с клиентами, которые готовы доверить нам администрирование своих систем. Причем дело здесь не столько в деньгах, которые они платят, сколько в том, что такие клиенты позволяют нам расти вместе с ними и заставляют нас быть «в тонусе». Даже если не все проблемы получается решить, это все равно бесценный опыт. Вообще, как мне кажется, время коммерциализации облачных сервисов еще не наступило, сейчас скорее идет этап накапливания критической массы клиентов и компетенций провайдеров в сфере облачных технологий, который потом приведет к созданию широкомасштабного облака. Вот тогда и начнется настоящая коммерциализация.
– Вы можете привести примеры каких-нибудь интересных успешных проектов, реализованных в вашем облаке?
– Есть проект, который наглядно демонстрирует одну из основных характеристик облака – возможность быстрого изменения объема предоставляемых ресурсов. В нашем облаке хостится информационная система, обеспечивающая работу службы доставки на дом интернет-заказов одной крупной московской сети ресторанов. Благодаря этому клиенту мы теперь знаем, когда люди массово хотят есть: в выходные и праздники нагрузка на систему возрастает буквально в десятки раз по сравнению со спокойными буднями. В эти периоды объем доступных заказчику вычислительных мощностей и пропускная способность каналов связи автоматически увеличиваются, а как только пиковый период заканчивается, количество предоставляемых ресурсов сокращается. Это позволяет заказчику платить только за реально потребляемые ресурсы, а мы получаем ценный опыт совместной работы с внешней командой специалистов на критическом для бизнеса приложении.
– Как облако DataLine собирается развиваться в 2014–2015 гг.?
– Наша главная задача – постараться всех клиентов наших дата-центров, которые потребляют традиционные для ЦОДа услуги, сделать пользователями наших облачных сервисов. Мы считаем такую стратегию «развития» наших заказчиков самой перспективной. Кроме того, планируем продвигать весь наш продуктовый ряд облачных сервисов. В частности, есть планы расширения решений для виртуализации рабочих станций VDI и ассортимента SaaS-сервисов за счет офисных продуктов разных производителей. Конечно же, надеемся на активизацию продаж катастрофоустойчивых сервисов CloudLine Metrocluster. Также собираемся завершить построение законченного сервиса облачного резервного копирования – это, как мы полагаем, будет одним из наиболее активно развивающихся направлений облачных сервисов в ближайшие годы. Чтобы предоставить заказчикам б'ольшую свободу выбора, хотелось бы разнообразить предлагаемое для их решений оборудование и соответственно расширить круг производителей этого оборудования. Мы стараемся внимательно отслеживать запросы заказчиков и оперативно ликвидировать имеющиеся у нас «пробелы», поэтому рассчитываем на то, что наши планы дополнит и скорректирует сам рынок.