Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 04 2014 |
Дмитрий КОСТРОВ  | 08 апреля 2014 |
В трех подходах заблудились
В регулировании качества услуг связи нужно искать золотую середину, чтобы не обрушить рынок излишним давлением на операторов, считает Дмитрий КОСТРОВ, заместитель директора Центра систем кибербезопасности «Энвижн Специальные проекты», вице-председатель подгруппы LSG TEL APEC Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, ассоциированный репортер ИК 17 (Безопасность) МСЭ-Т.
На распутье
В вопросе качества услуг связи сейчас столкнулись два направления. Первое, регуляторное (концепция, набор методик, инструментальный контроль качества), предлагает Роскомнадзор. Это «европейский» подход, он достаточно жесткий, особенно для отдельных операторов. Скажем, в Санкт-Петербурге в морском порту действует всего одна базовая станция сотовой связи – и если несколько десятков человек попытаются одновременно позвонить из зоны ее доступа, у кого-то обязательно будет отказ связи. Но это не просчет оператора, просто в порту нельзя поставить вторую вышку. А оператор может подвергнуться наказанию. Другой пример – на определенных территориях операторы по требованию военных обязаны уменьшать мощность сигнала. Разве правильно считать ее показателем качества?.. Неудивительно, что такой подход операторы не поддержали, как не поддержало и министерство в лице ушедшего в прошлом году со своего поста заместителя министра.
Министерство предложило другой подход, который можно назвать «американским», – реализацию некой методики восприятия качества самим абонентом, который голосует кошельком. Операторам предлагалось объединиться в некое сообщество и разработать за свои деньги приложения, которые по желанию абонента проверяют качество предоставляемой ему услуги и отправляют эту информацию на специальный сайт. На этом веб-ресурсе в открытом доступе должны размещаться данные мониторинга качества услуг всех операторов и отзывы абонентов о степени удовлетворенности качеством услуг. Однако это направление развития также не получило. Созданием единого портала для мониторинга качества занялся Роскомнадзор. Это лучше, чем полное отсутствие такого ресурса, но достаточно далеко от первоначальной идеи министерства привлечь операторов к созданию саморегулируемой организации.
Третий подход предложила АДЭ – поднимать уровень качества услуг методом поощрения: организовать премию качества услуг для операторов. В прошлом году в этом направлении ощущалось некое движение: были сформулированы критерии выбора номинантов и лауреатов премии, в министерство было направлено соответствующее письмо. К сожалению, и эта инициатива дальше бумаги пока не продвинулась.
Что есть, что будет
Сейчас никто точно не скажет, чем разрешится сложившаяся ситуация. У нас пока нет подхода к качеству услуг связи как к некой «медали» для операторов, но есть концепция Роскомнадзора, которая воспринимается ими как очередная дубинка. Есть попытка создать единый портал, но она предпринята регулятором, а не операторским сообществом. Если человек хочет участвовать в измерениях – пусть скачивает программу. Но операторы сами не хотят проявлять инициативу, для них она обернется доработкой либо биллинга, либо устройства типа DPI, маркирующего трафик, а для них это дополнительные затраты, риски. Им это не нужно. К тому же расходы оператора тут же отразятся на абоненте.
С одной стороны, ощущение уровня качества вряд ли часто обманывает нас как абонентов, с другой – и физику не обманешь. Поэтому ДИТ Москвы провел полевые измерения качества услуг мобильной связи. Но тиражирование разработанной им методики на всю страну ничей бюджет не потянет. Слишком дорого стоят машины Роскомнадзора с антеннами сотовой связи на крышах. Наверное, будет правильно выбрать не «европейский» или «американский» подход, а некое комбинированное решение, золотую середину. Устанавливать специальное ПО на смартфоны абонентов, частично измерять параметры качества инструментально, обрабатывать обращения абонентов, а когда количество жалоб достигает некоего порогового значения, проводить тестирование качества услуг на соответствующих территориях.
От государства будет достаточно внутриведомственного приказа Минкомсвязи. Не думаю, что надо менять законодательство, тем более что любое изменение в законе «О связи» требует минимум годичной работы. Методики должны быть согласованы с рынком, они должны быть дифференцированы на три уровня – для плотной городской застройки, неплотной застройки и сельской местности. Это вполне возможно. Главное, чтобы государство не забывало, что у нас есть рынок, который нельзя рушить излишним давлением на операторов.