Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 03 2014 |
Антон ЖБАНКОВ   | 11 марта 2014 |
Пока хуже, чем на Западе
Особенность российского облачного рынка состоит в том, что поставщики услуг не склонны инвестировать большие суммы в развитие облачных сервисов и стремятся окупить каждый проект за год-два.
Для сравнения: на Западе многие компании из облачного сектора планируют выход на прибыльность только к пятому году работы. В результате уровень нашего сервиса оказывается ниже, как, впрочем, и доступность облачных услуг для средних компаний. Хотя крупные операторы ЦОДов постепенно наращивают свои облачные портфели, но для них доля облачных услуг невелика по сравнению с популярными услугами – арендой серверов и colocation.
Облака корпоративного класса сейчас в основном создаются под конкретного заказчика. Массово доступные продукты еще не отличаются достаточной зрелостью и часто не удовлетворяют требованиям бизнеса по стабильности и безопасности, что сдерживает развитие рынка облачных услуг.
В настоящее время российские игроки, как правило, используют такие SLA, в которых провайдер не берет на себя всю ответственность за работу систем. Безусловно, предусмотрена компенсация за сбои и простои, но она определяется лишь обычной скидкой, которая не учитывает финансовые потери клиента. В такой ситуации у многих потенциальных заказчиков возникает резонный вопрос: зачем переходить в облако, если вопросы безопасности нужно решать самостоятельно? Для более активного развития облачного рынка необходимо, чтобы поставщик сам заботился о процедурах резервного копирования и восстановления данных. Ведь если даже заказчик сделал своими силами резервные копии, при очередном обновлении облачной платформы может оказаться, что они не подходят для восстановления. Поэтому сегодня сообщество ждет, когда уровень SLA позволит действительно передать часть ИТ-сервисов в облако, забыв обо всех вопросах, связанных с его работой.
Я считаю, что необходимо зафиксировать ответственность поставщика перед потребителем облачных услуг на правовом уровне. Нужно создать принципиально новую нормативную базу, разработать ее с нуля, не привязываясь к устаревшим нормам и законам, так как они просто не в состоянии регулировать новые формы цифрового взаимодействия. Стандарты в данном случае играют второстепенную роль и могут формироваться самими поставщиками. В России начали появляться квалифицированные архитекторы, локальная экспертиза, развиваются провайдеры. Но очевидно, что рынку нужно четкое регулирование, и мы будем ждать от правительства соответствующих инициатив.