Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 11 2013 |
Михаил НАТЕНЗОН  | 11 ноября 2013 |
Россия – классическая страна для телемедицины
Страна, расположенная в девяти часовых поясах, 50 млн населения которой живет в сельской местности и удаленных районах, с очень неравномерным распределением больниц, поликлиник и других ЛПУ, без телемедицинских технологий не сможет обеспечить доступность и единые стандарты качества медицинской помощи всем своим гражданам.
Россия является классической страной для внедрения телемедицины. Ее востребованность очевидна, и необходимо детально обсуждать пути внедрения разномасштабных комплексных телемедицинских систем.
В государственной программе «Развитие здравоохранения Российской Федерации», разработанной Минздравом и принятой правительством в конце 2012 г., присутствует раздел «Телемедицина». По инициативе России на Межпарламентской ассамблее государств – участников СНГ принят модельный закон «О телемедицинских услугах» от 28.10.2010, а 19 ноября 2010 г. подписано «Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в создании совместимых национальных телемедицинских систем и дальнейшем их развитии и использовании». В этих документах определены термины в области телемедицины, участники процесса оказания телемедицинских услуг и порядок их организации. Есть поручения правительства, где говорится о необходимости внедрения телемедицинских технологий в масштабах не только отдельных регионов, но и всей страны. Однако на практике этого не происходит, и тому есть объективные причины.
Один из основных тормозов – проблема межведомственного взаимодействия. Ни одно отдельно взятое ведомство не в состоянии создать телемедицинскую систему в масштабах всей страны. Минздрав, который является постановщиком задач и главным пользователем системы, не обладает ни техническими, ни инфокоммуникационными возможностями для ее реализации. Для этого необходимо участие Минэкономразвития, Минфина, Минкомсвязи, Минпромторга, а значит, нужен орган на уровне правительства, который координировал бы работу этих ведомств по созданию Национальной телемедицинской системы России. Проблема усугубляется еще и тем, что на разных этапах обоснования проекта, проектирования, разработки, создания и эксплуатации телемедицинских систем различные ведомства должны играть ведущую роль.
До сих пор не решен вопрос организации финансирования телемедицинских услуг: пока не будет принято решение об оплате дистанционных консультаций из фонда ОМС, дело не сдвинется с мертвой точки. Разговоры идут уже лет двадцать, все всё понимают, но воз и ныне там, а без решения этой проблемы даже установленные телемедицинские комплексы используются крайне неэффективно, больше простаивают, чем работают.
Системы телемедицины, рассчитанные на самые разные применения и условия эксплуатации, давно разработаны. Есть компании, которые производят, поставляют и обеспечивают функционирование телемедицинских консультационно-диагностических центров для стационарных медучреждений всех уровней, в том числе для федеральных медицинских центров, областных, городских и районных больниц и фельдшерско-акушерских пунктов, а также мобильные комплексы для медицинского обслуживания населения там, где нет стационаров.
В 2010 г. президент США подписал программу создания телемедицинских систем для сельского населения, на которую было выделено $450 млн, – американцы подсчитали, что реализация этой программы в течение 15 лет принесет экономике страны $500 млрд. Рискну заявить, что программа, разработанная в России, эффективнее, системнее и комплекснее американской. Российские телемедицинские системы по своим характеристикам находятся на очень хорошем уровне. НАТО просит сейчас нас поделиться опытом в создании телемедицинских систем и начинает финансировать совместный с Россией проект, который теперь получил статус многолетнего и мультинационального. Российские мобильные телемедицинские комплексы уже успешно работают в Африке. Остались «совсем пустяки»: добиться, чтобы они лечили не только африканских детей, но и российских.