Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 11 2013 |
Мария ДЕГТЕРЕВА  | 11 ноября 2013 |
Главная задача информатизации пока не решена
До сих пор абсолютно все успешные региональные проекты информатизации здравоохранения – это, безусловно, результат выполнения федеральных программ силами местных энтузиастов. В принципе все регионы могут решить любую задачу, которая будет поставлена Минздравом, но вопрос в другом: насколько всё это нужно, каковы цели и кто будет анализировать результат?
Пока же не решена главная задача информатизации – снижение объема бумажного документооборота при сборе отчетов и сокращение времени, которое врач должен тратить на заполнение новых первичных учетных документов (особенно при диспансеризации граждан). Уже создано множество сайтов и регистров федерального уровня, однако одновременно с этим в лечебные учреждения продолжают поступать запросы по отчетам, которые по идее должны автоматически формироваться из данных федеральных систем. Хорошо, если в регионе есть механизмы подготовки отчетов из систем федерального уровня, но чаще всего такого функционала нет.
Сейчас определенно можно сказать, что любая региональная программа информатизации должна начинаться со строительства каналов связи и сетей в медицинских организациях. Это главная составляющая дальнейшего развития информатизации. Автоматизированная система без обеспечения единого информационного пространства бесполезна. При выборе программных продуктов необходимо отталкиваться от модели реальных бизнес-процессов в здравоохранении, которые должны быть максимально адаптированы к автоматизированной обработке и полностью обеспечены нормативной базой. Однако эта адаптация ни в коем случае не должна ограничивать в правах участников процесса – ни пациента, ни медицинского работника.
Конечно, для внедрения современных ИС в здравоохранении нужны квалифицированные ИТ-специалисты, и эту проблему на региональном уровне решить практически невозможно. К сожалению, договорная система обслуживания МИС в большинстве случаев не решает все задачи, которые стоят перед конкретными медицинскими организациями. Немало у нас претензий и к системным интеграторам, предлагающим ИТ-решения для здравоохранения. Нередко бывает так, что описание ИТ-сервисов своевременно не актуализируется (т.е. не соответствует самому сервису), форматы обмена данными часто меняются, сервис дает не те данные, которые нужны, а те, которые он может дать. В результате в ответ на запрос «чем болел пациент?» мы получаем ответ «чем-то с номером таким-то». Ответ-то мы получили, но взять с него региональной системе по факту нечего. Есть утвержденные формы первичного учета с четкими правилами заполнения, есть стандарты обмена данными между медицинскими организациями и ФОМС, почему же нельзя по аналогии предусмотреть ответ интеграционного сервиса? Это существенно снизит нагрузку и на федеральные ресурсы: ведь сейчас, чтобы получить нужную информацию, региональная система посылает несколько запросов вместо одного.
Хотелось бы также, чтобы каждый новый информационный ресурс, внедряемый Минздравом, предусматривал и сервис обмена данными, и возможность загрузки-выгрузки данных, и конечно же, аналитическую среду для региона как поставщика этих данных.