Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 08-09 2013 |
Александр ДЕМИДОВ  | 03 сентября 2013 |
Как авария на пользу пошла
В эпоху интернета заказчик может обратиться за сервисами фактически в любой дата-центр мира. О принципах выбора «своего» дата-центра рассказывает руководитель направления арендных решений «1С-Битрикс» Александр ДЕМИДОВ.
– Когда и почему вашей компании пришлось выбирать дата-центр?
– До начала 2011 г. собственный сервер нашей компании размещался в одном из дата-центров в США, где мы пользовались традиционным сервисом colocation. Мы уже тогда подумывали о том, чтобы переехать в какой-нибудь российский дата-центр, поближе к нашим пользователям, чтобы сократить для них время загрузки страниц сайтов. Но эти неспешные раздумья были прерваны выходом из строя нашего далекого сервера, поэтому переезд решено было ускорить.
– По каким критериям вы выбирали новое место для хостинга?
– По иронии судьбы отказ сервера произошел в разгар долгих январских каникул. В это время многие российские хостинг-провайдеры вообще не обслуживали запросы на подключение новых услуг, а те, которые все-таки работали, не могли достаточно оперативно предоставить сервер необходимой нам довольно специфичной конфигурации. Поэтому решено было временно переехать в облако Amazon: там можно было быстро запустить виртуальную машину нужной конфигурации, практически моментально оплатив услуги банковской картой.
Некоторое время мы продолжали изучать российские дата-центры на предмет постоянного размещения и в какой-то момент поняли, что в первую очередь для нас важна надежность работы сервисов наравне с максимальной скоростью доступа к данным А на тот момент очень немногие российские провайдеры имели территориально распределенную сеть ЦОДов для резервирования ИТ-инфраструктуры. Облако же Amazon размещается в нескольких дата-центрах в разных странах мира, оно дает возможность построить надежную отказоустойчивую инфраструктуру, и потому мы пользуемся его сервисами по сей день, оплачивая только реально потребляемые ресурсы.
Правда, по требованию нашей бухгалтерии пришлось перейти на оплату сервисов Amazon с банковских счетов. Это была довольно длительная и сложная процедура, но сейчас наши финансовые взаимоотношения полностью отвечают российским правилам бухучета.
– А известная авария дата-центра Amazon в Ирландии в августе 2011 г. не поколебала вашей веры в надежность этого облачного сервиса?
– Вообще говоря, наш сайт размещался как раз в этом дата-центре, который был полностью обесточен ударом молнии в систему электропитания, полное восстановление работоспособности сервисов ЦОДа произошло только через два или три дня. Но тем не менее мы, даже не имея еще достаточного опыта использования всех возможностей облака Amazon, смогли за несколько часов развернуть свой сайт из резервных копий в другом дата-центре того же Amazon. В этот момент мы поняли, что инфраструктуру нужно резервировать на уровне целого дата-центра, и лучше иметь дело с таким провайдером, у которого есть не только надежные ЦОДы, но и широкий набор инструментов для построения ИТ-инфраструктуры заданного уровня отказоустойчивости и автоматизации операций по восстановлению работы сервисов при разного рода авариях.
Теперь мы даже рады, что попали в эту аварию. К тому моменту мы уже начали проектировать облачный сервис для совместной работы «Битрикс24», а для любого нового SaaS важно завоевать доверие пользователей. Достичь этого невозможно без высокой доступности и отказоустойчивости сервиса. Благодаря этой аварии мы получили опыт грамотной организации своей ИТ-инфраструктуры, чтобы она была способна нивелировать последствия даже таких серьезных отключений. Мы настроили ее для параллельной работы в двух дата-центрах Amazon, так что если один из них полностью выйдет из строя, то вся нагрузка переключится на второй практически без последствий для наших пользователей. Максимум что им грозит – двух-трехминутная недоступность наших сервисов.
Такая организация работы ИТ-инфраструктуры потребовала от нас и доработки программных решений с тем, чтобы они поддерживали возможность резервирования на уровне дата-центра. В общем, эта авария дала нам достаточно мощный стимул для повышения отказоустойчивости наших собственных сервисов.
– Какие рекомендации по выбору провайдера сервисов дата-центров вы хотели бы дать возможным последователям?
– Главный совет – это четко сформулировать цели и задачи, которые стоят перед вашими собственными ИТ-сервисами, потому что для одного важнее получить максимально дешевую инфраструктуру, для другого критична максимальная доступность, для третьего – скорость загрузки ресурсов и т.п. Затем, исходя из поставленных целей, нужно определиться с тем, кто будет разрабатывать вашу ИТ-инфраструктуру и кто ее будет поддерживать, будете ли вы это делать собственными силами, отдадите ли на аутсорсинг или рассчитываете получить такой сервис у провайдера. Только после этого следует приступать к выбору провайдера и дата-центра, способных обеспечить выполнение всех ваших требований.
– Какими вы видите дальнейшие перспективы работы с вашим провайдером?
– Мы очень хотим, чтобы наши российские провайдеры подтягивались к такому качеству обслуживания клиентов, к такому же уровню предоставляемых сервисов и их разнообразию. У них уже можно найти и облачные файловые хранилища, и балансировщики нагрузки, и поддержку разнесения обработки данных по территориально распределенным ЦОДам, но, к сожалению, пока ни у одного из них нет всего комплекса необходимых нам сервисов. Надеемся, что это временное явление и вскоре мы начнем рассматривать возможность переезда в российский дата-центр, потому что вопрос скорости доступа к нашим ресурсам остается актуальным, и хотелось бы все-таки располагаться ближе к своим клиентам.