Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 06-07 2013 |
Александра КРЫЛОВА  | 18 июня 2013 |
Поймать идею на лету
Смещение вектора доходности операторского бизнеса с голоса на мобильный доступ в интернет требует свежего, «незамыленного» взгляда на маркетинг, тарифы, услуги, устройства и технологии. Кто как не студенты, молодые и активные, – его главные носители?
Свое видение эффективного развития услуг широкополосного мобильного интернета в России в самый разгар выставки «Связь-Экспокомм» на Молодежном инновационном саммите представили студенческие команды из ведущих вузов страны. Саммит проводился в рамках «Телеком Идеи», проекта МТС по поддержке талантливой молодежи, поэтому инициативы участников по разработке стратегии продвижения мобильного доступа в интернет до 2018 г. были адресованы именно этому оператору большой тройки. Азарта соревновательному действу придавало присутствие в жюри представителей топ-менеджмента. «В индустрии мобильной связи назрел «идейный кризис», и мы как оператор рассчитываем на открытые инновации», – выразил их ожидания Александр Поповский, вице-президент компании по операционному развитию, добавив, что любые новые начинания будут им интересны.
Пятилетняя перспектива выбрана неслучайно. К 2018 г. в мире, по прогнозу Ericsson, будет насчитываться 3,3 млрд мобильных подключений через смартфоны, 6,5 млрд мобильных ШПД-подключений, а мобильный трафик данных по сравнению с 2013 г. вырастет в 12 раз.
Предложения, как сделать услугу мобильного широкополосного доступа прибыльной, чем заинтересовать новых пользователей и как добиться, чтобы они наращивали объемы потребляемого трафика, не заставили себя долго ждать. И несмотря на то что команды разрабатывали и обосновывали свои инициативы совершенно самостоятельно, у них оказалось сразу несколько точек пересечения.
Первая из них – тарификация. Тарифы на мобильный интернет (это признали три команды из пяти) нуждаются в пересмотре. По общему убеждению, их должно быть немного, они должны быть просты и понятны для пользователей и по возможности одинаковы для жителей всех регионов России. Отдельного упоминания заслуживает предложение позволить абоненту самому задавать удобную для себя планку ограничений по скорости доступа и устанавливать лимит потребляемого трафика. Причем такой тарифный план, по мнению предложившей его команды, должен быть наименее дорогим.
Другая, не менее интересная идея – тарифицировать не мобильный трафик данных, а определенные наборы услуг, начиная с пакета, включающего в себя доступ к почтовым сервисам и новостным сайтам, и заканчивая пакетами с медиаконтентом. Кроме того, поскольку количество пользователей, имеющих не одно, а несколько мобильных устройств, растет и соответственно увеличиваются объемы потребляемого ими трафика, было бы разумно, если бы генерируемый ими мобильный трафик тарифицировался по единому тарифу. И, что действительно удобно, – ввести единый баланс для пользователей нескольких устройств. Это позволит упростить оплату и использование сервисов.
Вторая точка пересечения предложений нескольких команд – участниц конкурса – смартфоны. Сегодня именно они помогают абонентам сотовой связи оценить преимущества мобильного интернета, и потому их следует всячески популяризировать, рекламировать, продавать по льготным ценам, а еще лучше – субсидировать. Самые смелые предложения – продавать популярные модели таких устройств со скидкой 25% абонентам, заключающим с оператором годовой контракт, и обменивать старые мобильные телефоны на смартфоны с доплатой.
Третье направление «стратегии завтрашнего дня» – коммуникационные сервисы класса М2М, которые со временем будут развиваться все больше. Для обеспечения бесперебойной работы этих услуг оператору было рекомендовано продолжать поддерживать сеть 2G, а также предложить корпоративным пользователям сервис Joyn, построенный в соответствии с концепцией Rich Content Services, для межмашинных коммуникаций.
Некоторые из сервисов, предложенных командами, оператор уже предоставляет своим абонентам: позволяет использовать баланс их лицевого счета как кошелек и имеет партнерские отношения с компанией Research In Motion по поставке корпоративным клиентам устройств и сервиса Blackberry (см. «ИКС» № 1-2’2013, с. 28).
А кое в чем студенты опередили маркетологов оператора. По признанию Валерия Шоржина, директора по управлению закупками МТС, они только сейчас начинают прорабатывать идею о предоставлении доступа в интернет на борту авиалайнеров, в то время как команда – победитель конкурса выдвинула идею обеспечить Wi-Fi-покрытие самолетов за счет развертывания наземной сети базовых станций. И получила за это направление на двухнедельную стажировку в Германию.