Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 05 2013 |
АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВ  | 07 мая 2013 |
Заплати в одно касание
Недавно компания MTC предложила жителям Новосибирска сервис «Мобильный билет», который разработала и предоставляет совместно с платежной системой «Золотая корона». О движущих силах NFC-зации страны – Александр ЯКОВЛЕВ, начальник отдела мобильной коммерции департамента финансовых услуг МТС.
Внедрение платежей по технологии NFC и в мире, и в России происходит медленнее, чем ожидали аналитики, которые прогнозировали начало повсеместного их распространения еще в 2012 г. Тем не менее процесс идет. В роли его идейных вдохновителей выступаем мы и международные платежные системы – Visa и MasterCard, имеющие свои решения бесконтактных платежей Visa PayWave и MasterCard PayPass соответственно. Поскольку MasterCard проявляет в России большую активность, именно ее осенью 2011 г. мы выбрали в качестве партнера для совместного развития в России платежей на основе технологии NFC. А в мае 2012-го в партнерстве также с МТС-Банком представили первый совместный коммерческий продукт – решение для бесконтактной оплаты любых покупок с помощью мобильного телефона.
На тот момент в Москве уже имелось около 2 тыс. торговых точек, оборудованных бесконтактными кассовыми терминалами, способными принимать платежи по технологии MasterCard PayPass как с банковской карты, так и с мобильного телефона с NFC-модулем (или дооснащенного специальной NFC-антенной) и SIM-картой, к которой «привязан» банковский карточный счет МТС-Банка. Сегодня таких точек в столице насчитывается около 15 тыс., а в России их около 30 тыс.
В Европе же проникновение MasterCard PayPass гораздо выше. В Польше, лидирующей по этому показателю, такие платежи принимают в более чем 90% предприятий из сферы торговли и услуг. Впрочем, поскольку средний срок амортизации POS-терминала – три года, а все современные модели таких устройств поддерживают технологию бесконтактных платежей, очевидно, что в трехлетней перспективе платежная инфраструктура будет полностью сформирована и в России.
Другой вопрос – доступность абонентских устройств, оснащенных NFC-модулями, – мы решали на протяжении последних полутора лет. Первым из поставщиков нас поддержала Sony Corporation, чьи смартфоны линейки Sony Xperia с поддержкой NFC продаются в наших салонах-магазинах с мая 2012 г. Позднее ее примеру последовали Samsung Electronics, HTC, Alcatel. Процесс насыщения рынка такими трубками развивается, причем хорошими темпами. Сегодня в салонах МТС предлагаются девять полнофункциональных NFC-смартфонов, цена которых начинается с 5 тыс. руб. В ближайшее время количество смартфонов с поддержкой NFC будет увеличиваться, а их цена – снижаться. Надо сказать, что в Москве проникновение таких устройств составляет уже несколько процентов. Впрочем, мы по-прежнему предоставляем и второе решение – возможность дооснастить практически любую модель телефона абонента специальной антенной.
И в том, и в другом случае благодаря привязке к карточному счету МТС-Банка абонентское устройство в целом ряде случаев может заменять собой кошелек, который удобно пополнять, поскольку проценты за перевод средств на счет абонента с банковской карты не взимаются.
Параллельно с подготовкой к запуску первого коммерческого NFC-проекта в Москве мы, обобщив собственный и лучший зарубежный опыт, вели работу по обеспечению возможности бесконтактной оплаты проезда в городском транспорте. В качестве площадки для запуска проекта был выбран Новосибирск. Здесь в отличие от некоторых других городов-миллионников, с одной стороны, к внедрению инноваций оказался готов Центр управления городским автоэлектротранспортом, уже эксплуатировавший интеллектуальную транспортную систему «Электронный проездной», а с другой стороны, нам удалось заручиться поддержкой городской администрации.
Оператором инфраструктуры по приему оплаты проезда в проекте «Мобильный билет» выступила платежная система «Золотая корона» (ГК ЦФТ). Совместными усилиями мы предоставили жителям города возможность платить за проезд в общественном транспорте одним прикосновением мобильного телефона к турникету или терминалу кондуктора. Стоимость поездки при этом списывается со счета телефона.
Реализуя этот проект, мы как оператор ставили перед собой задачу сделать услугу удобной и простой в использовании, чтобы она стала массовой. Накопленный опыт мы планируем применить при реализации NFC-проекта на городском общественном транспорте в Москве, где операторы большой тройки ведут плотную работу с Департаментом транспорта и развития транспортной инфраструктуры, который проявляет заинтересованность во внедрении удобных и инновационных способов оплаты.
Надо сказать, что занимающих такую позицию чиновников-новаторов у нас пока немного. Между тем использование технологии NFC на транспорте, в торговых точках помогает решению задачи государственного масштаба – сокращению объема наличной денежной массы и стимулированию безналичной оплаты. Так что развертыванию в России полноценной NFC-инфраструктуры, коей пока занимаются преимущественно коммерческие организации, поддержка со стороны государства не помешает.
НАЧНЕМ С ТРАНСПОРТА
|
|
Мы считаем, что NFC – это долгосрочное и требующее
серьезных вложений направление, для развития которого необходимо
работать над распространением NFC-телефонов, понадобятся также
соответствующие SIM-карты. И чем большей консолидации усилий в этой
области удастся добиться, тем быстрее пойдет дело. Вот почему на рубеже
2012–2013 гг. большая тройка подписала протокол о намерениях о
совместной работе с Департаментом транспорта Москвы по включению в новое
тарифное меню возможности оплаты проезда в автобусе, троллейбусе и
метро с телефона, поддерживающего технологию NFC. Начать с транспорта мы решили потому, что, на наш взгляд,
NFC-технология в данной отрасли является крайне перспективной и
эффективной для распространения. Кроме того, совершение небольших
регулярных платежей формирует определенное поведение у потребителей –
новый способ оплаты входит у них в привычку. Виктор МАРКЕЛОВ, директор по продуктам и развитию бизнеса, «ВымпелКом» |
По нашему убеждению, появление реально работающего
NFC-сервиса в огромном мегаполисе могло бы стать сигналом для развития
этого направления вообще. Клиент увидел бы, что это удобно,
производители телефонов заметили бы возросший интерес к мобильным
устройствам с NFC-модулями. А государственные структуры в других
регионах, оценив новые возможности, финансовые и имиджевые перспективы,
не отказались бы организовать нечто подобное и у себя. Вот почему нам важно реализовать этот сервис. Департамент транспорта
должен «научить» автоматизированную систему контроля пассажиров
принимать платежи с мобильного устройства. А наша задача – разместить
транспортные аплеты на своих SIM-картах и, самое главное, убедить
абонентов ими пользоваться. Мы рассчитываем, что наиболее восприимчивая к
техническим новинкам часть абонентов воспользуется новым сервисом и со
временем «подтянет» за собой весь рынок. Денис ЗЫРЯНОВ, директор по финансовым услугам, MegaLabs
|