Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 05 2013 |
Виктор ДОСТОВ | 07 мая 2013 |
Актуален оптимистичный сценарий
Федеральный закон «О национальной платежной системе», принятый в 2011 г., продолжает вступать в силу. О том, какое влияние это оказало и еще окажет на развитие рынка электронных платежей в нашей стране, рассуждает Виктор ДОСТОВ, председатель совета ассоциации «Электронные деньги».
Рынок электронных платежей в России сегодня переживает второе рождение, находясь под воздействием одновременно двух факторов. Во-первых, вырос спрос на мгновенные удаленные платежи, что во многом является заслугой распространения интернета и онлайн-коммерции. Во-вторых, рынок получил специализированное регулирование. (В Европе это произошло достаточно давно – там первая директива по электронным деньгам появилась в 2000 г., а рекомендация по электронным платежным инструментам еще раньше – в 1997 г.) Окончательные оценки рынка за 2012 г. пока не подготовлены, но мы с уверенностью ожидаем, что рост его оборота окажется не меньше, чем в 2011-м, т.е. близким к 100%.
В связи с тем, что новое регулирование практически уравняло банки и системы электронных денег, обязав последние получать статус кредитных организаций, сегментация на рынке стала неочевидной. На мой взгляд, все большую роль будут играть сотовые операторы, которые серьезно нацелены на сектор мобильных платежей. Уже сейчас аудитория мобильной коммерции исчисляется десятками миллионов, и, вероятно, ее рост ускорится.
А вот системам электронных денег придется подумать о поиске новых драйверов развития. Несмотря на весьма существенные темпы роста оборота таких систем – за последние годы на 75–80% в год, – с 2011 г. мы отмечаем замедление прироста аудитории. В 2011 г. число электронных кошельков в России увеличилось на 13% – до почти 34 млн. В условиях неизбежного насыщения рынка компании, работающие в этом сегменте, будут постоянно озабочены поиском и выводом на рынок новых сервисов, за счет которых и они смогут в ближайшие годы наращивать число пользователей электронных денег.
Новое регулирование дало операторам таких систем возможность долгосрочного стратегического планирования. Главная заслуга закона «О национальной платежной системе» в том, что он установил для отрасли предсказуемые и прозрачные правила игры. Получив их, компании стали привлекательны для крупных инвесторов, иллюстрацией чего стала покупка доли «Яндекс.Денег» Сбербанком. Наконец, закон предоставил дополнительную защиту прав потребителям, что, надеюсь, повысит их доверие к финансовым услугам в целом.
В прошлом году на российском рынке усилился процесс гибридизации платежных инструментов: появились «кошельки», привязанные к физическим банковским картам, различные формы интеграции предоплаченного мобильного счета с «кошельками» и картами.
Вторая по значимости тенденция – возросший интерес банков к электронным платежным услугам. В 2013 г. этот тренд сохранится, хотя он не обязательно приведет к массовому созданию банками собственных платежных сервисов. На мой взгляд, скорее активизируется их сотрудничество с уже действующими на рынке системами электронных денег.
Даже при пессимистичном развитии событий рост российского рынка составит порядка 50% в год. Но на фоне тех тенденций, которые мы наблюдаем последние несколько лет, вероятность пессимистичного сценария невелика, несмотря на то что некоторые опасения вызывают периодические попытки ужесточения законодательства в финансовой сфере. Куда актуальнее оптимистичный сценарий, который предполагает ежегодное удвоение объема рынка. Его главными предпосылками станут рост спроса на удаленные платежи и постепенная реализация мер по стимулированию безналичных расчетов.
Как впишется в этот контекст развитие сервисов по технологии NFC? Для меня пока непонятно. Несмотря на перспективность NFC-технологии в целом, ее потенциал в сфере платежей остается нераскрытым. Уже несколько лет Google экспериментирует с бесконтактным платежным приложением, но широкого распространения оно так и не получило. Отсутствие единого подхода к использованию NFC в платежной отрасли, к сожалению, вызывает разочарование у некоторых игроков. Например, международная платежная система PayPal вовсе отказалась от разработки проектов на основе NFC.
Проблема еще и в том, что на поле NFC слишком много игроков – производители телефонов, платежные системы, мобильные операторы. Всем им необходимо прийти к консенсусу по поводу распределения ролей во внедрении подобных проектов. Поэтому оптимизм здесь скорее сдержанный. Возможно, через несколько лет NFC придет и в массовые электронные платежи, но пока попытки ускорить этот процесс успехом не увенчались.