Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 01-02 2013 |
Сергей ЕЛПАТЬЕВСКИЙ  | 29 января 2013 |
От голосовых услуг – к комплексным решениям
Корпоративные клиенты хотят получать от оператора гораздо больше, нежели просто голосовую связь. Следуя за их потребностями, телеком-компании все чаще оказываются за пределами «своей территории». О том, как далеко они зашли уже сегодня, – Сергей ЕЛПАТЬЕВСКИЙ, директор департамента дополнительных услуг для бизнес-рынка, МТС.
Тренды и драйверы
Рост потребления мобильного Интернета, основной тренд сегодняшнего времени, наблюдается во всем мире, как на массовом, так и на корпоративном рынке. Одновременно мы видим замедление роста доходов операторов от традиционных, голосовых услуг связи как в мобильных сетях, так и в фиксированных и постепенный подъем сегмента межмашинных коммуникаций, М2М. Таков контекст, определяющий стратегию и тактику телеком-игроков.
Сотрудники больших и малых компаний все активнее используют в своей профессиональной деятельности смартфоны и планшеты, главное преимущество которых – удобный и быстрый доступ к интернет-ресурсам. В мировой практике мобильные устройства Apple заняли свою нишу на корпоративном рынке. Сегодня iPhone и iPad составляют более половины всех смартфонов и планшетов, использующихся в компаниях. На втором месте по распространенности – мобильные устройства под управлением Android, на третьем – устройства Blackberry, которые я считаю «классикой жанра» корпоративной мобильности, своего рода «пультом управления бизнесом».
С помощью Blackberry сотрудники получают возможность удаленной работы с тем же объемом корпоративной информации, который доступен им в офисе, а компания может контролировать каждое из подключенных к сервису устройств и управлять ими вплоть до дистанционного отключения каких-то функций, например фотокамер, конфигурировать или переконфигурировать их настройки. Поскольку, как показали результаты проведенного нами опроса корпоративных клиентов, в большинстве своем на мобильных устройствах сотрудники пользуются электронной почтой, интернет-браузером и сервисами обмена мгновенными сообщениями, то мы считаем решение Blackberry и по сей день актуальным для эффективной удаленной работы.
Текущее предложение
Растущие потребности компаний в «мобилизации» офиса и оперативности принятия управленческих решений мы учли при разработке предложений для корпоративного рынка. Мы исходили из того, чтобы адресовать каждому типу мобильных устройств – будь то ноутбуки или планшеты, смартфоны или телефоны для сотрудников, специальные SIM-карты или SIM-чипы для машин – тарифы и опции, ориентированные на потребности конкретного пользователя. Например, для пользователей планшетов и смартфонов мы предлагаем безлимитный мобильный Интернет – сотрудник может работать дистанционно или в командировке, но компания четко понимает объем расходов на связь. Для SIM-карт в телематических устройствах, потребляющих минимальные объемы трафика, мы разработали специальный тарифный план с минимизированным до 1 Кбайт порогом тарификации.
Понимая, насколько важны для любого бизнеса вопросы конфиденциальности, мы разработали решение для защищенной передачи данных. Оно обеспечивает направление всех обращений пользователей с любых мобильных устройств, как корпоративных, так и личных, в рамках концепции BYOD, по выделенному физическому или выделенному виртуальному каналу в соответствии с принятыми в организации стандартами безопасности.
И наброски на будущее
Понятно, что сотрудник компании, принявшей подход BYOD, в служебное время будет использовать свой смартфон или планшет как для решения профессиональных задач, так и в личных целях. Так что для обеспечения информационной безопасности ресурсы этого устройства необходимо будет разделить. Это, кстати, уже реализовано в сервисе Blackberry, запрещающем, например, пересылать письма из корпоративного почтового ящика в личный. Со смартфонами и планшетами, работающими под другими ОС, это сделать непросто. А значит, на повестку дня встает вопрос о том, чтобы предложить клиентам специальные решения, позволяющие выделять из ресурсов пользовательских устройств «корпоративный раздел» и дистанционно управлять его применением.
В числе перспективных направлений мы рассматриваем облачные сервисы. Тем более, как мы видим, российские компании постепенно приходят к пониманию, что невозможно всю информацию хранить только у себя и бесконечно расширять штат ИТ-службы и что размещение информационных ресурсов в удаленном централизованном хранилище дает возможность доступа к ним из любой точки мира.
Однако самый большой потенциал мы видим в навигационных сервисах, которые, по сути, являются новым уровнем межмашинных коммуникаций. Мы можем обеспечить интеграцию дистанционного мониторинга транспорта и коммуникаций мобильных сотрудников, что позволяет логистическим, транспортным компаниям сократить расходы на топливо и ГМС. Спрос на такие решения сегодня есть во всех регионах страны и не только в транспортной отрасли.
Скажу вам, что навигационные сервисы мы внедряли и внутри своей компании: оптимизировали логистику менеджеров по работе с клиентами, время их разъездов и пребывания у клиентов, добившись тем самым сокращения расходов на бензин и затрат времени. В результате сотрудники стали успевать работать с большим количеством клиентов.
У нас есть целый спектр отраслевых решений; к примеру, банкам мы предлагаем мониторинг инкассации, позволяющий диспетчерам определять местонахождение машины по двум технологиям – GPS и LBS, получать данные с датчиков открывания-закрывания дверей.
Не конкуренция, а партнерство
Понятно, что, выступая с комплексными предложениями для корпоративного рынка, мы выходим на поле, где играют системные интеграторы. Чтобы перестать конкурировать с теми, кто нашими конкурентами не является, мы разработали многоуровневую партнерскую программу для сотрудничества со всеми компаниями, у которых есть готовое решение для корпоративного рынка.
Более того, если решение интересно нашим клиентам, мы готовы совместно с партнером заниматься как его оформлением в услугу или сервис, так и его выводом на рынок, при условии, конечно, что партнер имеет планы его поддержки на всех этапах жизненного цикла. Нам очень интересно сотрудничество в разработке и продвижении сервисов М2М, например телемониторинга состояния пациентов в медицине. И мы надеемся, что тем самым сможем существенно расширить линейку наших комплексных решений, которых гораздо в большей степени, чем просто услуг связи, сегодня ждут от нас клиенты.