Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 11 2012 |
Степан МАСЛЕННИКОВ | 13 ноября 2012 |
Не надо есть слона целиком
Главное отличие в подходах к реализации проекта умного города у нас и за рубежом – в менталитете. «Они» обычно ставят перед собой простые задачи, мы же пытаемся решить все проблемы сразу.
Как правило, для западного проекта выбирается одна приоритетная цель, например увеличить скорость движения общественного транспорта. Определяется небольшой набор контрольных параметров, их начальные и конечные значения и методы их достижения. Далее идет постоянный мониторинг изменения этих параметров, и в итоге в заданный (или несколько скорректированный) срок проблема оказывается решенной. Затем ставится следующая – т. е. слона делят на куски, и уже после едят. В России же пытаются съесть слона сразу. И в итоге оказывается, что практически ни одна из задач не решена полностью, целей было много, контрольных параметров еще больше, вести их мониторинг было сложно и дорого, достижения есть, но они фрагментарны и не складываются в общую картину.
В каждом конкретном городе надо выделить ключевую проблему. Очень многое зависит от местной администрации, от того, как руководство видит проблемы города и насколько оно это видение может донести до вышестоящего уровня, чтобы получить финансирование. Может случиться, что городу и району выделены средства на ИТ-модернизацию образования, и эта программа будет реализоваться, даже если транспортная стоит гораздо более остро. Для Москвы точно транспортная проблема – одна из ключевых. Нельзя сказать, что она не решается: процесс идет, денег тратится немало, но и поток машин растет. Правда, Москва с ее административными и финансовыми ресурсами может себе позволить реализовать сразу несколько проектов, поэтому у нас занимаются и транспортом, и парковками, и образованием, и ЖКХ, и медициной, и отдыхом. И определенные успехи на всех этих направлениях есть. Другие города часто ограничены возможностями бюджета, но тем важнее определить приоритеты и последовательно решать проблемы.
Допустим, выбрали главное. Готовы заниматься проектом. Но умные датчики бесполезно вешать на гнилые трубы и кабели. Очень многое, естественно, зависит от предыстории и начального состояния города: где-то уже есть развитая телекоммуникационная инфраструктура и ведомственные ИТ-системы, где-то нет. Но в принципе любой проект умного города надо начинать не с телекоммуникаций, а просто с коммуникаций. Сначала нужно оценить состояние водопроводов, электрических сетей, канализации, системы уборки мусора и т.д. – весь жизненный цикл города. Если физические коммуникации требуют существенной модернизации, то их интеллектуализацию – с прокладкой оптоволокна, созданием единой сети передачи информации, установкой датчиков и систем управления – нужно проводить в процессе реконструкции. Например, в той же Москве сетевая инфраструктура развита хорошо, и ее довольно легко сейчас наращивать. Но в других городах зачастую всё нужно строить с нуля.
Важнейшая проблема при реализации тех или иных компонентов умного города – непонимание конечной цели. А значит, и показатели окажутся неадекватны, и метод достижения цели вряд ли будет эффективным. Так, если мы говорим о системе общественной безопасности, мало просто расставить камеры. Эти камеры должны не только работать и куда-то передавать картинку (и этого-то иногда нет), но и делать это в режиме, который определяется поставленными задачами, потому что для мониторинга в реальном времени и для видеозаписи с заданным периодом хранения нужны разные ресурсы. Если речь идет о реагировании на чрезвычайные ситуации, то нужен ситуационный центр – и не просто комната с большими мониторами, а интеллектуальная система с двусторонней связью с пожарными, медиками, МЧС, полицией, аварийными службами и т.д. Причем эта система должна знать, где какие машины находятся и каким оборудованием они оснащены, чтобы, например, на пожар в высотном доме не присылали машину с одной короткой лестницей. К сожалению, зачастую в проектах безопасного города ограничиваются установкой камер и постройкой ситуационного центра, а тому, какие люди в нем будут работать и по каким процессам всё это будет организовано, уделяется мало внимания.
За последние несколько лет произошли заметные подвижки в восприятии программ умного города: например, растет понимание того, что деньги на спущенную сверху федеральную программу лучше тратить, сначала осознав, как реализовать ее рационально и продуктивно. Процесс интеллектуализации наших городов будет долгим, дорогим и не сразу успешным. Нужно правильно относиться к неудачам, делать из них выводы и идти дальше. Этого слона мы рано или поздно съедим.