Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 10 2012 | ![]() |
![]() |
Юлия ФЕДОРОВА | 16 октября 2012 |
Пензяки, быстрее, выше, сильнее!
Жители Пензенской области – одни из самых спортивных граждан нашей страны. Их родной край занимает третье место в рейтинге российских регионов по обеспеченности населения спортобъектами и входит в десятку по количеству кандидатов от субъекта РФ в олимпийскую сборную страны на 100 тыс. жителей. А вот совокупные достижения телеком-операторов региона пока не снискали призовых мест.
По объему доходов от услуг связи Пензенская область – крепкий середняк, занимающий 41-е место среди российских регионов. По итогам шести месяцев 2012 г. выручка от телекоммуникационных услуг составила 3,78 млрд руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8% – темпы роста локального рынка также соответствуют среднерыночной динамике по РФ.
На рынке сотовой связи области работают пять операторов – «Пенза-GSM» (СМАРТС), НСС, «МегаФон», «ВымпелКом» и МТС. Причем МТС начала предоставлять услуги мобильной связи – сразу в стандарте 3G – только в декабре 2010 г. До этого долгое время Пензенская область была единственным субъектом РФ, в котором у оператора не было покрытия по причине отсутствия свободных частот GSM. В 2011 г. оператор наконец выиграл конкурс на GSM-частоты и в настоящее время активно строит региональную сеть 2G.
Но в целом выход МТС на рынок Пензенской области состоялся немного раньше запуска сети 3G – в августе 2010 г. оператор предложил услуги проводного интернет-доступа и кабельного телевидения, что стало возможно благодаря приобретению локального игрока – компании «Пензенские телекоммуникации» («Пенза-Телеком»). На момент сделки «Пенза-Телеком» обслуживала более 50 тыс. абонентов ШПД и порядка 50 тыс. абонентов КТВ, являясь крупнейшим игроком в масштабах области и одним из лидеров рынка фиксированной связи в столице региона.
Основные конкуренты МТС на местном рынке фиксированной связи – «Ростелеком» и «ЭР-Телеком». В сегменте высокоскоростного интернет-доступа эти три оператора практически поровну поделили рынок, оставив на долю остальных игроков скромные 5%.
![]() |
![]() |
«Ростелеком», оказывающий услугу «Интерактивное телевидение» по технологии IPTV, пока занимает не более 3% регионального рынка платного телевидения. Свое «отставание» в данном сегменте оператор компенсирует традиционным лидерством по количеству абонентов проводной телефонии – в его сети насчитывается порядка 270 тыс. квартирных абонентов, что составляет 89% общего числа частных пользователей телефонной связи в регионе.
По итогам первого полугодия 2012 г. услугами проводного ШПД в Пензенской области в общей сложности охвачено 38% домохозяйств, услугами платного ТВ пользуются 45% семей. Состав игроков в ближайшее время, скорее всего, существенно не изменится – на региональном рынке практически не осталось крупных независимых активов. Но для телекоммуникационных холдингов, желающих развивать фиксированный бизнес в регионе, может представлять интерес «Пензенская телефонная компания», которая занимает на местных рынках фиксированной телефонии и ШПД соответственно 4% и 2%, а это означает, что в региональном телекоме есть еще место для M&A-маневра.