Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 10 2011 | ![]() |
![]() |
Дмитрий ГУМЕН | 10 октября 2011 |
С позиции VAS-оператора
Доля дополнительных услуг в структуре доходов сотовых операторов постепенно растет. Однако потенциал доходности VAS-cервисов реализован далеко не полностью. На вопрос почему? – отвечает Дмитрий ГУМЕН, управляющий компании «Информ-Мобил» (торговая марка ИММО).
Не маржой единой
Причин тому, что потенциал даже таких известных технологий, как, скажем, RBT и SIM Toolkit, сегодня реализован не в полной мере, я вижу две. Первая – результат практикуемого операторами подхода к оптимизации. Как ни парадоксально, но, концентрируясь на показателях рентабельности, операторы меньше внимания уделяют размеру прибыли. Путь к увеличению маржинальности для них лежит через пересмотр доли партнеров при разделении доходов.
Но во многих случаях высокая маржинальность не ведет к увеличению дохода. В условиях, когда не всем участникам бизнес-цепочки интересно прикладывать максимум усилий к развитию продукта, мы можем прийти к тому, что при 99%-ной маржинальности выручка составит всего один рубль.
Такой подход к рынку VAS не способствует его развитию. Если страдают интересы контент-провайдеров и правообладателей, ущерб в итоге может быть нанесен качеству предоставляемых услуг. Перспективой жесткого закручивания гаек может стать исключение из каталогов наиболее качественного и востребованного контента, например популярной музыки.
синергический эффект, напротив, приводит к увеличению объема прибыли. Поэтому мы считаем верным измерять полученный доход в реальных деньгах, а не в процентах. Развитие услуг единой группой участников рынка – операторами, контент- и сервис-провайдерами и правообладателями – открывает потрясающие для всех заинтересованных сторон перспективы. За счет чего? Это уже отдельный разговор, здесь мы видим массу путей.
Второй фактор, существенно затрудняющий операторам получение максимальной прибыли от партнерства с другими игроками рынка, – это отсутствие системного подхода к предоставлению VAS. Например, в проектах, где ИММО поручена лишь часть работ, нам трудно гарантировать высокие финансовые результаты, несмотря на всю нашу заинтересованность и уверенность в эффективности предлагаемых партнерам решений. Точно так же поставщик кирпича не может гарантировать, что дом будет построен качественно.
И чем скорее рынок поймет, что сегодня наиболее перспективным и потенциально прибыльным является комплексный подход к VAS, тем результативнее будет сотрудничество по всем видам сервисов.
Оседлать рекламную волну
Рост производительности абонентских терминалов, активное развитие сетей – все это реальные предпосылки для подъема качественно новой волны мобильной рекламы. Что такое мобильная реклама год-два назад? Обычные текстовые SMS-рассылки, порой чрезмерно навязчивые. Естественно, что такая реклама пользователям не нужна. Теперь пришло время мультимедийной рекламы. Технические возможности для этого есть, у операторов и у нас есть ясное видение состава и размеров аудитории потребителей мобильной рекламы. Поэтому мы готовы реализовать разные контекстные предложения, основанные на многолетнем анализе потребительского поведения.
В качестве примера можно назвать геотаргетинг на базе технологии ICB. Пока его возможности удалось реализовать в социальном проекте: с прошлого года по этому сценарию совместно с МТС и МЧС мы информируем абонентов, попадающих в зону потенциальной опасности. Минувшей зимой сервис использовался для оповещения об обледенении дорог в Центральном регионе, этим летом – для предупреждения об угрозе лесных пожаров в центральных и южных областях, в Поволжье, на Северо-Западе. Технология позволяет за 10 минут предупредить об угрозе, подстерегающей пользователей сотовой связи на выбранной территории.
Возвращаясь к мобильной рекламе, скажу, что сегодня есть возможность «нацелить» сообщение на потребителей, находящихся в заданном месте с точностью до соты, скажем, в радиусе торгового центра. Решение это перспективное, однако чтобы модель заработала, нужна заинтересованность всех участников цепочки.
Вконтакте с соцсетями
Как известно, одно из основных конкурентных преимуществ оператора на рынке VAS – его абонентская база. Оператор имеет возможность напрямую обратиться к ней с тем или иным интересным предложением. Его абоненты – это сообщество пользователей. Пользователи соцсетей – также уже довольно большая виртуальная группа, которая продолжает стремительно расти. На стыке двух зон влияния можно получить заметный синергический эффект.
Операторы и соцсети, безусловно, заинтересованы друг в друге, но поскольку оператор и соцсеть – это две серьезные системы со своими правилами, регламентами и другими особенностями, им зачастую трудно наладить продуктивное взаимодействие. В этой ситуации посредником, адаптером, переводчиком (называйте, как хотите) эффективно выступит интегратор – гибкая компания, которая заинтересована в налаживании такого взаимодействия и готова вести диалог и с одной стороной, и с другой.
Здесь можно говорить как о технологической интеграции (технических решениях), так и о бизнес-интеграции (налаживании бизнес-процессов).
В этом направлении у нас есть интересные идеи. Скажем, почему бы не интегрировать высокодоходную услугу RBT с возможностями соцсетей? Это нестандартное решение позволит пользователю еще больше подчеркнуть свою индивидуальность, и мы уже активно решаем эту задачу.
Этим летом компания ИММО реализовала «под ключ» комплексный проект «МТС-Онлайн». Обновленный сервис оператора сократил количество процедур настройки уведомлений из соцсетей в телефоне, максимально упростил абонентам участие в жизни интернет-сообществ с мобильного телефона.
Новизна этой услуги заключается в том, что пользователь (абонент сотовой связи и участник соцсетей в одном лице) получает максимально простой единый вход и выход через мобильный телефон потенциально во все соцсети. В проекте мы отвечаем и за техническую, и за маркетинговую составляющие, и за взаимодействие с партнерами – социальными сетями. Мы считаем, у проекта очень хорошие перспективы монетизации.
Но дело не только в том, чтобы вовремя увидеть перспективность конкретной технологии с точки зрения ее финансовой выгоды. Важно суметь убедить в этом оператора, а затем проделать огромный путь, в результате которого перспективная услуга становится прибыльной.