Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 06 2011 |
Кирилл КОРНИЛЬЕВ | 10 июня 2011 |
В преддверии информационной цивилизации
Год назад в беседах с Кириллом КОРНИЛЬЕВЫМ, вице-президентом IBM, гендиректором IBM в Восточной Европе и Азии, «ИКС» вел разговор о сути инноваций и задачах инноваторов (см. «ИКС» № 5’2010 с. 58, № 6’2010 с. 54). Тема нынешней беседы – ни много ни мало информационная цивилизация. Наш собеседник, состоящий в отряде ее созидателей, на вопросы Лилии ПАВЛОВОЙ излагает свое видение меняющегося под воздействием ИТ мироустройства.
– На запрос «информационная цивилизация» «Яндекс» выдал 9 млн ответов – энциклопедии, научные труды, статьи, конференции… Эта тема, похоже, на повестке дня во всем мире?
– За последнее десятилетие уже всем стало ясно, что информационные технологии вышли за пределы отраслевой науки и индустрии. ИТ больше, чем любая другая отрасль, участвуют в создании инструментов и ноу-хау, которые буквально меняют мироустройство – информационные технологии пронизывают все в этом мире. На них основаны системы и процессы, которые позволяют предоставлять услуги; они помогают разрабатывать, производить и продавать товары; они обеспечивают передвижение людей и самых разных объектов – грузов, нефти, воды и электронов; они влияют на работу и жизнь миллиардов людей. На каждого человека приходится почти миллиард транзисторов, и каждый из них стоит одну десятимиллионную долю цента. Во всем мире 4 млрд абонентов мобильной связи и 30 млрд радиометок. Эти метки впервые дают нам возможность наблюдать в режиме реального времени за поведением множества мировых систем – природных и антропогенных. Планета не только покрыта датчиками, она объединена каналами связи. Сегодня в Интернете 2 млрд человек – но и системы и объекты теперь тоже могут «общаться» друг с другом. Некоторые называют это «Интернетом вещей». Подумайте о возможностях обмена данными триллиона связанных между собой и оснащенных датчиками объектов – автомобилей, фотокамер, дорог, трубопроводов... и даже животных и фармацевтических препаратов. А с помощью передовых аналитических методов и все более мощных суперкомпьютеров мы можем превратить эти данные в знания.
– То есть этому надо все-таки обучиться?
– ИТ стали инструментом, которым должен владеть каждый руководитель. И я не имею в виду обучение тому, как использовать Twitter или iPad. ИТ – это не только инструмент бэк-офиса или бесконечный поток новых потребительских устройств. Информационные технологии – это то, как мы воспринимаем мир сегодня, в том числе в измерениях, невидимых для человеческого глаза; то, как мы отображаем и понимаем динамику сложных мировых систем; и это все в большей степени то, как мы принимаем решения – и претворяем их в жизнь. По всему миру мы видим дальновидных руководителей, которые овладевают этими новыми возможностями. Они применяют искусственный интеллект, чтобы сделать системы, процессы и инфраструктуру более эффективными, более продуктивными и способными быстро реагировать на изменения. Для тех, кто обладает мужеством и дальновидностью, переломный момент – это период новых возможностей. Будут победители и будут проигравшие. Некоторые компании и отрасли, некоторые страны и города будут сиять ярче других. И новые лидеры, которые появятся на этом глобальном этапе, чтобы победить, должны не просто пережить шторм, а изменить характер игры.
– О каком переломном моменте, о каком шторме вы говорите?
– Мы подошли к важному рубежу – точке перегиба. Мы переживаем переломный момент с точки зрения развития научной мысли и технологических возможностей. Завтрашние руководители индустрии должны осознать этот момент – не его механику, а его последствия – и учесть в своей будущей работе. Если судить об информационных технологиях по средствам массовой информации, то можно подумать, что их историю легко разделить на два этапа – сначала оборудование, потом программное обеспечение. Или на эпохи до Интернета и после. На самом же деле технический прогресс происходит не так. Это вовсе не «или-или», «то одно, то другое». И научное открытие – не просто «до и после». Это сложный, итеративный процесс постоянного развития. В этом году IBM отмечает свое 100-летие. За минувшие сто лет информационные технологии прошли путь от набора инструментов до целой индустрии и науки. Я хочу подчеркнуть, что ИТ – это больше, чем программы, и больше, чем устройства. Вы не сможете это оценить, если будете рассматривать технологию просто как множество гаджетов, веб-сайтов и очередных «классных продуктов». Взгляд в историческую перспективу помогает увидеть многомерную картину развития технологий и понять, как их основополагающие компоненты эволюционируют и рекомбинируются сегодня. Эти компоненты – датчики (механизмы для сбора в компьютеры информации о людях и событиях), память (способ хранения и доступа к информации в компьютерах), обработка (быстродействие и возможности компьютеров), логика (программное обеспечение и языки, которые позволяют компьютерам решать задачи), соединения (способы общения компьютеров с людьми и машинами), архитектура (меняющийся характер самих вычислений). И говоря о точке перегиба, я подразумеваю, что следующие 100 лет обещают быть не похожими на предыдущие.
– Какие задачи вы считаете актуальными для ИТ на пороге «следующих 100 лет»?
– Я хотел бы изложить три практических соображения по поводу задач управления. Во-первых, необходимы открытые стандарты. Конечно, значение стандартов широко известно – не только технических стандартов, но и новых глобальных правил в области торговой политики, интеллектуальной собственности и во многих других областях. Но если посмотреть на мир как на сложную систему взаимозависимых подсистем, понимаешь, что для нас вопрос стандартов приобретает весьма конкретное звучание. Речь идет об интерфейсах. Нам нужны стандартизованные интерфейсы между транспортной и энергетической системой, между системой образования и здравоохранения и между службами водоснабжения, безопасности дорожного движения, торговли, общественной безопасности и государственного управления. Они не появятся сами по себе. Я считаю, что на нашей отрасли лежит большая ответственность, но мы не можем действовать в одиночку. Потребуется новый уровень сотрудничества во всех секторах гражданского общества – в бизнесе, прикладной науке, государственном управлении, образовании, в неправительственных организациях и сообществах. Это выходит за рамки политики или идеологии и за рамки конкретных областей знаний. Но это – обязательное условие для построения глобально интегрированной, технологически оснащенной планеты.
Во-вторых, мы все должны осознать некоторые важные политические последствия этих технологических перемен. Веб-камеры помогают быстро предупреждать полицию и другие службы экстренного реагирования о чрезвычайных ситуациях. Это спасает жизни. Люди, использующие Twitter во время стихийных бедствий, передают в режиме реального времени информацию о причиненном ущербе, о пострадавших и местах расположения аварийно-спасательных служб. Это также может спасти жизни. Когда медицинские данные стали записываться и передаваться в цифровой форме, появилась возможность значительно уменьшить количество ошибок и повысить эффективность лечения. Но появились и опасения. Кто владеет всеми этими данными, как он ими распорядится, доверяю ли я ему? То же и в отношении информационной безопасности. Компании и правительства в восторге от конкурентных, экономических и экологических преимуществ интеллектуальной инфраструктуры – интеллектуальных сетей, железных дорог, коллекторов и зданий. Но значит ли это, что наша базовая инфраструктура безопасна и надежна? Насколько безопасен и надежен веб-сайт? Это серьезные вопросы. И они требуют детального рассмотрения всеми заинтересованными сторонами в обществе. Нам нужно построить не просто технологические и бизнес-системы. Мы должны построить социальную среду. И это подводит меня к третьему соображению: нам понадобится новая модель руководства.
В нашем традиционном понимании лидер – это некто, обладающий нечеловеческой прозорливостью, кто указывает на горизонт и ведет вперед, убеждая и вдохновляя других. По правде говоря, очень распространенная модель руководства в нашей отрасли. Но в мире, который стал глобальной системой систем, гораздо важнее руководить, прислушиваясь – воспринимая то, что эти многогранные экосистемы нам говорят. Нужно влиять, а не диктовать. Реальность настолько динамична и сложна, что к ней необходимо подходить с предельным вниманием, с намерением «служить, а не доминировать». И нам нужны системы управления, обеспечивающие участие в процессе, сотрудничество и прозрачность.
– Вы верите, что эта «триединая задача» выполнима?
– Я полон оптимизма. Главное, что в настоящее время существует ключевое условие для достижения реального прогресса – люди к нему стремятся. Мир стоит на пороге не просто новой технологической эры, но эры нового мышления.