Rambler's Top100
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  18 мая 2011

И. Манько («Морион», Пермь): "Для ускорения отечественной промышленности нужна ракета-носитель"

 Предполагается, что производители отечественного телекоммуникационного оборудования получат преференции при проведении государственных тендеров, льготные пошлины при ввозе комплектующих, льготные условия кредитования в госбанках и др. Смогут ли эти меры обеспечить подъем отечественной телекоммуникационной промышленности? Читайте полную версию Дискуссионного клуба темы номера "ИКС" №4'2011, "Национальный вопрос. Свой и чужой в России". Часть 2. 

 "ИКС": Как вы относитесь к тому, что статус отечественного производителя, а с ним и государственную поддержку смогут получить  иностранные компании, работающие на российском рынке?     


Сергей Кутейников, генеральный директор "Кроникс": Отрицательно. В этом случае лучше отказаться от существования таких льгот и статуса вообще.


Илья Карпов, начальник отдела маркетинга Zelax: Если исходить из данного нами определения отечественного производителя, то получение иностранной компанией этого статуса ни в коей мере не ущемит права российских компаний. Иностранцы, работающие в России, передают свои знания и опыт, что, безусловно, увеличивает интеллектуальную капитализацию нашей страны. Преференции могут послужить хорошим стимулом для иностранных компаний по развитию работы в России, что в свою очередь позволит развивать российскую отрасль телекоммуникаций. Конечно, найти возможности для злоупотребления можно в любом, даже самом совершенном законодательстве, поэтому не стоит питать иллюзий. Но, по-нашему убеждению, если компания производит оборудование на территории России, она должна пользоваться всеми доступными преференциями.


Александр Крок, генеральный директор "Атлант-ТелеКом": Задумка с преференциями исключительно для российского производителя, безусловно, правильная. Льготы развивающемуся производству, коим является отечественное, тоже необходимы. Принимаемые меры говорят о поддержке именно нашего производителя, но, снижая заградительные пошлины для иностранцев, мы таким образом опять ставим всех на одну ступень. Где же в таком случае приоритет и элементарная заинтересованность в развитии? С другой стороны, предлагаемые послабления могут дополнить уже имеющиеся пути повышения доходов существующим компаниям, но никак не отечественному производству. Ведь большинство отечественных производителей, производят что-либо уже известное, а всяческие новшества выкупают иностранные компании. Исключение составляют лишь программы, которые поддерживаются правительством, да и то эти новшества в основном являются лишь аналогами иностранных систем. Взять, например, Glonass или системы контроля спецсвязи, которые разработаны в России, но ноу-хау всё же не отечественное. Если говорить о тендерах, то, несомненно, надо избавляться от коррупции. Конкурсы и торги должны быть достаточно прозрачными и проводиться в сфере здоровой конкуренции. Безусловно, наличие коррупции и "карманных тендеров" не дает развиваться российским производителям.


Игорь Манько, директор по стратегическому развитию ОАО «Морион», г. Пермь: Есть опасение, что этап, когда эти меры могли бы помочь, для нашей промышленности уже миновал. Они были бы актуальны, будь наша продукция «почти-почти» на уровне, только немного надо помочь. Кажется, что такой период был в конце девяностых, но сейчас разрыв критически велик. Для ускорения уже нужна ракета-носитель. Иностранные компании и должны получать поддержку при условии, что локализация производства организована правильно. Менталитет нашего потребителя уже таков, что в отечественные брэнды никто не верит (поделом, конечно), ладно еще, если российское, но по чьей-то технологии. Поэтому операторы, я думаю, с тревогой ждут, чем все это закончится.


Алексей Киселев, аналитик компании «Русские Навигационные Технологии»: При нынешнем подходе именно многочисленные иностранные компании получат статус отечественного производителя. Им в этом помогут их обширные связи и неограниченные финансовые и административные ресурсы. В тоже время, небольшим российским компаниям, в силу бюрократических препон и дополнительных расходов, будет сложно получить статус, поэтому разработчики закона могут получить полностью обратный эффект. Это одна из причин, почему нельзя придавать статусу слишком большое значение, сдабривая его преференциями и льготами.


Михаил Кадер, заслуженный системный инженер Cisco: Само по себе спорное разделение. Например мы ООО «Сиско Системс» - зарегистрированы в России. Какие критерии определения, что такое «российская компания», а что нет? Давайте тогда уже и тут вводить критерии, например по форме собственности и структуре/долям уставного капитала. Кстати, обратите внимание, что происходит на автомобильном рынке. В выигрыше оказываются потребители и экономика страны.


Олег Тимошенко, директор по развитию, ИСТАР: Существующие таможенные барьеры работают против российских производителей. Ввоз электронных компонентов зачастую намного сложнее и дороже, чем готовых изделий. Вывоз готовой продукции отечественных производителей за рубеж, тем более возврат НДС, вообще является непреодолимым барьером. Если наше государство действительно заинтересовано в развитии отечественных технологий, необходимо снять любые таможенные барьеры для ввоза комплектующих, за исключением тех, которые уже производятся в стране и конкурентоспособны. Должен быть обеспечен «зеленый коридор» и безусловные, автоматические налоговые компенсации при экспорте отечественного оборудования. Это можно делать без разделения производителей на «своих» и «чужих». 


"ИКС": Некоторые аналитики утверждают, что для отечественных производителей оборудования связи самый эффективный способ укрепить свои позиции на рынке – создавать совместные предприятия с крупнейшими мировыми компаниями. Ваши комментарии? 

И. Манько: Полагаю, что это - один из немногих жизнеспособных сценариев.

О. Тимошенко: Кооперация - это мощный инструмент, который позволяет усилить определенные направления деятельности, решить дефицит ресурсов или знаний, открыть новые каналы сбыта. Многие из этих задач могли бы быть решены государством (см. выше), но в отсутствии такой поддержки российские производители обращаются к зарубежным компаниям. В силу неприспособленности нашего государства к поддержанию высокотехнологичного развития внутри страны, такое сотрудничество часто заканчивается продажей мажоритарной доли бизнеса с передачей интеллектуальной собственности зарубежному партнеру. В итоге, отечественные технологии становятся глобальными, но зарубежными, да и сами разработчики часто уезжают для дальнейшей работы за пределами России. Активная роль государства могла бы замедлить такую утечку знаний и специалистов.

И. Карпов: Для создания совместного предприятия необходимо в каждом конкретном случае четко осознавать, что именно вкладывается в это понятие. Совместным предприятием можно назвать как упаковочный цех, так и иностранную производственную линию, расположенную на территории нашей страны. Однако такой формат не приносит научных разработок в Россию. На наш взгляд, совместное предприятие – это определенный вклад, который делают все задействованные стороны. Что сейчас может предложить российское предприятие крупному иностранному холдингу? Либо статус отечественного производителя, либо создание гарантированного рынка сбыта, обеспечивая продажу всего произведенного оборудования определенной госструктуре. При этом всю разработку технологий западные компании осуществляют в своей стране, поскольку никто из них не заинтересован в развитии российского производства. Идеальное совместное предприятие должно создаваться при условии, что российские и иностранные специалисты будут вместе осуществлять разработку оборудования на территории России.

С. Кутейников: Это совершенно не нужно крупнейшим мировым компаниям. У них все есть. Китайская производственная база, американский и европейский центры генерации новейших технологий. Им нужен российский рынок сбыта. Если их как-то заставят, то, возможно, они будут создавать такие совместные предприятия. Но это искусственная форма, лишь прикрывающая зарубежного производителя, создающая для него ширму. Российским предприятиям нечего предложить крупнейшим мировым компаниям. Разве что кадры. Но кадры можно перекупить в частном порядке индивидуально.

Павел Марьюшкин, заместитель генерального директора, QTECH: Кто станет спорить, что доступ к передовым технологиям может эффективно укрепить чьи-то позиции? Но что от такого СП будут ожидать иностранные партнёры? Этот вопрос также требует серьезной проработки.

Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК: Это один из возможных путей, причем не самый плохой. Важно только, чтобы преференции были пропорциональны доле собственников-резидентов РФ.

А. Крок: В России уже был опыт создания совместных предприятий в 90-е годы. СП нельзя называть самым эффективным способом, хотя были свои плоды. Например, мы учились - и это полезно. Если мы будем применять полученные знания на практике, опираться на опыт зарубежных партнеров, внедрять западные технологии в наше производство, то совместные предприятия - благо. Если же СП будут создаваться с целью только «купи-продай», то это чистой монеты торговые отношения, а не производство. Создание совместных предприятий не должно ограничиваться импортом иностранных комплектующих или готовой продукции. Главным в совместной работе непременно должны быть передача опыта в сфере научных разработок и различные исследования для дальнейшего развития производства в России. Такой подход обязательно укрепит позиции российского производителя. По сути СП - один из немногих путей становления отечественного производителя. В большей степени - финансирование и избыточность технологий, разработанных "на западе", смогут улучшить становление отечественного производства, но при этом перспективы развития будут основаны на опыте иностранных компаний, а выгода - и отсюда стремление отечественного производителя - в первую очередь будет стремиться изначально "на запад", и только потом - на отечественное производство.



М. Кадер: Это один из возможных методов для производства ограниченного набора оборудования базового и среднего уровня. Если же мы говорим о реальном развитии производства в стране, создании рабочих мест, модернизации и т.п. – надо создавать условия для того, чтобы компаниям было выгодно вести производство тут для последующей продажи соотвествующего оборудования и в другие страны и регионы. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!