Рубрикатор |
Статьи |
Григорий СИЗОНЕНКО | 07 июля 2020 |
Налоговый маневр в ИТ-отрасли
Прорабатываемые сегодня меры поддержки отечественной ИТ-отрасли недостаточны: они направлены только на компании, которые занимаются продажей ПО и услугами его разработки, внедрения и поддержки и не затрагивают производителей аппаратных решений.
Так называемый налоговый маневр был задуман как мера поддержки российской отрасли информационных технологий. Но, к сожалению, не стал таковым, поскольку нацелен на поддержку не всей отрасли, а лишь одного из ее сегментов – разработки программного обеспечения. Меры поддержки не коснулись другого значительного сегмента ИТ, без которого индустрия не может полноценно существовать, – разработки собственной аппаратной базы. Это стратегическая государственная ошибка. Наличие отечественного компьютера с процессором, построенным на собственной архитектуре, не менее важно, чем отечественный софт!
К сожалению, в представлении людей, принимающих решения о путях развития ИТ-индустрии, она прочно ассоциируется исключительно с программным обеспечением. А «железо» остается за скобками. Следствие такого однобокого видения отрасли – перекосы в мерах ее поддержки. И перекосы в формулировках государственной стратегии ее развития. Напомню, что сейчас на обсуждение ИТ-сообщества вынесен проект новой Стратегии развития отрасли информационных технологий до 2036 года, разработанный Высшей школой экономики. В проекте не учтена важнейшая задача координации развития отечественных программных и аппаратных платформ. Напрашивается вопрос: государство ставит своей целью обогнать Индию с Ирландией и вывести Россию в мировые лидеры офшорного программирования или все же хочет добиться реальной технологической независимости в сфере ИТ?
По сути, текущие меры поддержки отрасли направлены на обеспечение не российской ИТ-индустрии, а ИТ-отраслей других стран. И прежде всего, США как основного мирового поставщика высоких технологий. Парадокс? Увы, реальность. В нынешней парадигме развития отрасли основной упор сделан на разработку прикладного софта, написанного… для работы на компьютерах с зарубежными процессорами и зарубежным системным ПО. Тем самым Россия погружает себя во все большую зависимость от зарубежных разработчиков, которые в любой момент могут ужесточить санкционные ограничения на применение своих продуктов в России.
Совсем свежий пример: несколько дней назад США вновь ужесточили экспортные ограничения на поставку электроники Россию. С 29 июня вступили в силу два новых правила Бюро промышленности и безопасности (BIS) Министерства торговли США, которые ограничивают потенциальный экспорт ряда товаров, включая полупроводники, компьютеры и телекоммуникационное оборудование, даже для гражданских потребителей. BIS объяснило отмену «гражданской» лицензии для таких поставок тем, что в России гражданские и военные отрасли тесно интегрированы, поэтому идентифицировать конечного пользователя затруднительно.
Вполне возможно, что в результате налоговых послаблений в Россию вернутся разработчики ПО. Досадно, что умные разработчики вернутся в Россию – и будут создавать приложения под импортные аппаратные базы и системный софт; усиливая зависимость государства от зарубежных технологий. Для того чтобы картина развития отрасли изменилась, Минкомсвязи и Минпромторгу надо координировать свои действия, идти, образно говоря, в одной упряжке.
Григорий Сизоненко, генеральный директор, ГК
ИВК
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!