Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 05 2011 | ![]() |
![]() |
Татьяна ТОЛМАЧЕВА | 05 мая 2011 |
Аутсорсинг эксплуатации сетей – вызовы и драйверы
В последние пять лет мы видим эволюцию стратегии управления телекоммуникационными сетями: операторы связи постепенно передают контроль за эксплуатацией и обслуживанием своих сетей технологическим компаниям – производителям телеком-оборудования и решений.
До последнего времени операторы рассматривали свои телекоммуникационные сети как одно из ключевых конкурентных преимуществ, а значит, как часть бизнеса, требующую строгого внутреннего контроля. В условиях зрелого, насыщенного рынка акценты сместились. Операторы хотят уйти от стратегических и операционных функций эксплуатации и обслуживания своих сетей и сконцентрироваться на услугах и обслуживании абонентов. Число операторов связи в мире, переходящих на новую модель, стабильно растет.
Сам по себе аутсорсинг отдельных ИТ- или операционных функций – явление не новое. Производители телекоммуникационного оборудования всегда оказывали операторам связи услуги по проектированию, строительству, расширению и модернизации сетей, профессиональные услуги технической поддержки были неотъемлемым элементом продаж оборудования. Особенность такого подхода заключалась в том, что производитель оборудования проектировал, внедрял новые технологии и оборудование, оказывал услуги по техническому обслуживанию новой инфраструктуры, а потом передавал все это оператору. В некоторых случаях вендоры могли предоставлять специалистов на ограниченный период, до момента найма и обучения оператором собственных сотрудников. Такие отношения попадали под определение «профессиональных услуг», которые предоставлялись в дополнение к продаже оборудования.
Но между традиционной моделью продажи оборудования, технологических решений или ПО с дополнительными профессиональными услугами, с одной стороны, и полным аутсорсингом эксплуатации сетей – с другой, существуют кардинальные отличия. Полный аутсорсинг – это более сложная бизнес-модель. И для того чтобы она работала эффективно, оператору связи и вендору необходимо преодолеть целый ряд вызовов.
Вызовы аутсорсинга
Контрактные вопросы – соглашения о неразглашении с поставщиками оборудования, трансфер лицензий на ПО, трансфер договоров на аутсорсинг оборудования и т.п.
Взаимодействие между оператором и вендором, который будет эксплуатировать сеть, – случаи, когда оператор будет пытаться сохранить контроль над управлением сетью; кадровые вопросы, связанные с переводом сотрудников; взаимодействие с оператором связи по вопросам модернизации и в случае сбоев в сети после передачи сети в управление.
Оборудование – например, расхождения в графиках обслуживания оборудования; несоответствие используемого оборудования спецификации; неполная выработка ресурса старого оборудования, предусмотренного для замены.
Взаимодействие с поставщиками оборудования, передаваемого на аутсорсинг, – наличие соглашений о неразглашении с собственниками запатентованного оборудования, передача ПО и лицензий, устаревшее и неподдерживаемое оборудование, закрытые к сотрудничеству производители оборудования, ограниченный доступ к технической поддержке, документации на оборудование и т.п.
Что нужно для успеха
Существуют определенные условия для успешной реализации новой модели полного аутсорсинга эксплуатации сети, выполнение которых требует значительного времени, ресурсов и усилий. В частности, для этого надо знать ответы на следующие вопросы.
• Готов ли оператор передать полный контроль над своей сетью вендору?
• Позволяет ли текущее состояние сети обеспечить приемлемый уровень эксплуатации с учетом перспектив развития оборудования и модернизации?
• Готов ли оператор провести глубокую и длительную процедуру раскрытия информации?
• Насколько эффективен вендор при прохождении процедуры передачи оборудования и персонала, переоформления договоров о технической поддержке, лицензионных соглашений и т.п.?
• Планирует ли вендор провести проверку финансовой стабильности оператора, полностью передающего функции эксплуатации и обслуживания сетей?
• Насколько детально оператор проработает вопросы ответственности вендора за эксплуатацию и обслуживание сети?
• Есть ли у вендора соответствующий персонал, способный выполнять функции эксплуатации сети?
Тем не менее есть ряд факторов, которые будут подталкивать операторов связи к переходу на эту новую бизнес-модель. При этом стоит отметить, что оптимизация и снижение затрат на эксплуатацию и обслуживание сетей является важным, но не единственным драйвером перехода на модель полного аутсорсинга.
Перемены коснутся всех
По мнению автора, из вышесказанного вытекает, что а) переход к полному аутсорсингу возможен только на зрелых высококонкурентных рынках; б) сам этап перехода к новой модели полного аутсорсинга достаточно сложен и ресурсозатратен. Сетецентрическим операторам связи будет сложно переходить от сетецентрической бизнес-культуры к клиентоориентированной.
Новая бизнес-модель должна полностью поменять организационную и штатную структуры операторов связи. Например, возрастет потребность в менеджерах проектов, но сократится – в специалистах в области технологий и сетей. Причем операторам, у которых по определению не может быть такого опыта, остается только полностью полагаться на вендора и его экспертизу. Не случайно российские операторы связи, рассматривающие возможность перехода на полный аутсорсинг эксплуатации сетей, выжидают, насколько успешным будет опыт МТС по аутсорсингу эксплуатации сети в ЦФО.
Есть и оборотная сторона медали: при передаче операторских сетей на аутсорсинг вендоры станут ответственными за то, что сами проектировали и разворачивали для других. В результате производители оборудования станут лучше понимать операторский бизнес, что в конце концов приведет к новым решениям и предложениям для операторов связи, способным обеспечить более высокий уровень сервисов для их клиентов.