Rambler's Top100
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  06 декабря 2010

Т. Абаев (TopS BI): "Дорогая" и "дешевая" видеоконференцсвязь в равной степени имеет шанс быть эффективной или неэффективной"

Стоимость предлагаемых на рынке систем ВКС колеблется в диапазоне от нескольких тысяч долларов до сотен тысяч. Выбрать "правильную" систему и определить эффективность такого проекта – задача  не только заказчика, но и исполнителя.Читайте полную версию Дискуссионного клуба темы номера "ИКС" №12'2010 "Большой разбег камерного рынка". Часть 4. 

  "ИКС": Как определить эффективность видеоконференцсвязи? Как снизить затраты на проекты ВКС и на чем нельзя экономить? "Цена вопроса" в ВКС: что значит "дорогая" и "дешевая" видеоконференцсвязь и как эти понятия коррелируют с эффективностью работы системы?
 
 
Вадим Дич, руководитель проектов,
Digital Design: Эффективность – это в принципе больной вопрос для российского бизнеса. Очень многие произносят это слово, но далеко не все понимают, что за ним стоит.У нас есть инструменты экономической оценки внедрения наших решений, которые позволяют посчитать, например, коэффициент возврата инвестиций за трехлетний период. Но надо понимать, что это лишь приблизительная оценка, а реальные показатели должны быть основаны на определенных метриках, которые люди фиксируют в течение какого-то времени ДО внедрения, и потом, на постоянной основе, – ПОСЛЕ. И проблема как раз в том, что никто не занимается сбором этих метрик, даже в достаточно продвинутых компаниях. Поэтому, если спросить людей, которые развернули у себя систему: «А что изменилось?», то с большой вероятностью мы услышим массу эпитетов и ни одной, хотя бы приблизительной, численной оценки.Очевидно, что понятия «дорогая» и «дешевая» видеосвязь являются относительными и напрямую связаны с теми самыми метриками, которые никто не считает. Более правильно говорить об экономической целесообразности того или иного решения. Если оно окупается и позволяет нам экономить, вопрос стоимости отходит на второй план. Это, в общем-то, универсальный подход к оценке полезности чего бы то ни было.

Тахир Абаев, Директор департамента сетей и телекоммуникационных решений TopS BI:
Для оценки эффективности любого проекта с точки зрения отдачи инвестиций существуют общепринятые методики, например, через расчет ROI или NPV (Net present value). Однако, проекты внедрения ВКС помимо сокращения издержек на командировочные расходы, которые могут быть учтены в явном виде, нацелены на повышение эффективности бизнеса в целом. Видеоконференцсвязь повышает оперативность обмена информацией, позволяет сократить время принятия коллегиальных решений и предоставляет другие преимущества, которые довольно трудно учесть в денежном эквиваленте для расчета эффективности проекта.   Часто разработка методологии и расчет эффективности ВКС сама по себе является  проектом, требующим отдельных финансовых, временных и экспертных ресурсов. Возможно, именно поэтому мы не сталкивались со случаями, когда российская компания пыталась бы оценить внедрение ВКС как инвестиционный проект.До недавнего времени видеоконференцсвязь была доступна в основном крупным компаниям, которые могли себе позволить дорогие системы и собственную сетевую инфрраструктуру. Сегодня с развитием интернета, снижением стоимости мониторов высокой четкости и улучшением качества веб-камер ВКС стало нормой не только в сегменте Enterprise, но и среди среднего и малого бизнеса. На наш взгляд,  нынешний этап развития технологий и сервисов позволяет использовать ВКС в бизнесе без значительных инвестиций. Причем «дорогая» и «дешевая» видеоконференцсвязь в равной степени имеет шанс быть эффективной или неэффективной. Это зависит от соответствия задач, которые решаются при помощи ВКС, и подходов для их решения.

Борис Попов, директор по развитию бизнеса технологической группы
Cisco TelePresence: Эффективность ВКС обычно оценивают с точки зрения экономических показателей. Сэкономленный бюджет на командировки, проведенные по видео семинары и т.д. Безусловно, такие расчеты есть и они показывают, что применение ВКС дает и чисто экономический эффект. Окупаемость проекта от 6 до 14 месяцев сейчас уже никого не удивляет. Тем не менее, у ВКС есть и другие преимущества, которые невозможно оценить финансово перед запуском проекта и про которые почему-то обычно забывают рассказать бизнесу при старте проекта, но которые чрезвычайно востребованы внутренним заказчиком и являются ключевыми при принятии решения. Это возможность мгновенной организации совещания «по требованию» с полноценным обменом информацией и визуальным контактом и быстрого принятия решения. Это возможность проведения оперативных совещаний с привлечением при необходимости экспертов. Это возможность общения не только внутри организации, но и с заказчиками, партнерами и поставщиками по всему миру. Это возможность подключения к совещанию сотрудников, находящихся в поездке или командировке. Резюмируя в двух словах, это повышение оперативности бизнеса и повышение качества принятия решений, плюс объединение территориально-распределенной организации.  При создании системы ВКС крайне важно правильно поставить задачу на проектирование, учитывая основные критерии, влияющие на стоимость системы ВКС, а именно:
Стоимость оборудования

Стоимость каналов связи (стоимость РАСШИРЕНИЯ каналов связи, необходимых для поддержки видео)

Стоимость обучения и содержания персонала отдела эксплуатации

Стоимость сервисной поддержки вендором.

Зачастую заказчик пытается оптимизировать стоимость оборудования, забывая при этом, что пропускная способность каналов связи, необходимых для эксплуатации ВКС на базе, например,  программного обеспечения или оборудования малоизвестных производителей в два-три раза превышает пропускную способность канала связи, необходимую для получения того же или превосходящего качества изображения на базе аппаратного решения.
При этом затраты на оборудование это единовременные затраты, а оплата трафика – регулярные.Количество же времени, затрачиваемое персоналом на обслуживание системы ВКС и поддержание ее в работоспособном состоянии в указанных вариантах вообще несоизмеримы.  В случае системы ВКС на базе аппаратного решения можно говорить о максимальной автоматизации процесса вплоть до автоматического создания многоточечной видеоконференции в заранее заданное время с автоматическим резервированием ключевых узлов системы и автоматическим поиском не отвечающего на
вызов абонента.

  
Типовые  рекомендации, которые мы и наши партнеры даем потенциальному заказчику – на этапе эскизного проектирования системы ВКС определиться с потенциальным и начальным количеством и географией участников, требуемой технологией, каналами связи и возможным расширением системы, а затем создать пилотную зону, включающую в себя все сегменты системы ВКС, такие как телеприсутствие (если оно предполагается),
HighDefinition сегмент, StandardDefinition сегмент, сегмент ПО для PC и WEB-камеры и мобильный сегмент, и по итогам испытания пилотной системы принимать решение о развитии. 
   
Для небольших организаций, внедряющих типовые системы, состоящие из нескольких десятков точек и
MCU, рекомендации, конечно, другие. Исходя из задач, которые решает система ВКС, помещений, которые участвуют в проекте, и выделенного на систему ВКС бюджета, мы рекомендуем устанавливать оборудование или ПО, удовлетворяющее параметрам КАЧЕСТВА, с возможностью дальнейшего развития сети и учитывая чрезвычайно высокую скорость развития технологии ВКС.

Юрий Крят,
 руководитель направления TANDBERG компании Landata: Оценить эффективность ВКС можно лишь по общей статистки результатов организации, после внедрения данной технологии в ее рабочие процессы. Ведь оценка будет заключаться не только в сокращении прямых и косвенных расходов это как раз легко посчитать, но и в том, какие дополнительные плюсы принесла видеосвязь в организацию. Примеров было много и они абсолютно разные.  Правильно поставленная задача и грамотно подобранное оборудование, это и есть объект экономии.  Не стоит экономить на качестве – дешевые решения могут, приводить к большим эксплуатационным расходам. На Рынке ВКС на сегодняшний день два глобальных лидера, с продуктами одинаковой ценовой категории, они же считаются и «дорогими». Внедренные решения ВКС должны надежно и стабильно функционировать, иначе вся система становится не надежной и не эффективной – люди просто перестанут этим пользоваться.

Алексей Кирсанкин, руководитель направления корпоративных систем ВКС «АМТ-ГРУП»: 
Любая система ВКС не может быть растиражирована как некое общее решение, т.е. каждое решение должно быть сформировано с учетом требований и функциональных возможностей под максимальное количество бизнес-процессов клиента. Т.е. если мы просто продаем некую модель за миллион долларов, это будет совершенно не оправданная трата денег на ВКС, она не будет эффективна. Но чем больше бизнес-процессов мы туда положим, тем очевиднее для нас подсчет сроков окупаемости, инвестиционная защищенность данных затрат, повышение эффективности и производительности труда. Как правило, коммерческий сектор очень требовательно относится именно к этим формулировкам. С точки зрения того, сколько и каких функциональных возможностей предоставит им ВКС. Компании, как правило,  уже на старте знают, для чего им нужна система. Это не имидж. Это инструмент для управления бизнесом. Конечно же, самый простой пример как посчитать эффективность – снижение командировочных расходов.  С госсектором ситуация немного сложнее, поскольку цена вопроса зачастую определяется бюджетом, выделенным на ВКС. Когда бюджет определен, а потребности значительно выше этих финансовых возможностей, будет определенный диссонанс с обеспечением потребностей в полном объеме.  Возможный выход из ситуации – рассмотреть вопрос поэтапного внедрения ВКС. Можно определить несколько этапов процесса, выделить основные функциональные требования и необходимость текущего использования, спланировать дальнейшее развитие системы. Многие компании делают именно так. Госструктуры, как правило, на первом этапе строят пилотную зону, на основании которой появляется грамотный и полный список требований к функционалу системы ВКС. Для большинства компаний и госструктур ВКС – это новый сервис, он вносит изменения в бизнес-процессы и затрагивает все вплоть до изменений в штатном расписании предприятия в части эксплуатации и поддержки приложения ВКС. Стоимость системы определяется качеством доступности и автоматизации процесса получения самой услуги. Если услуга после внедрения является полностью автоматизированной, она высокоэффективна, но за счет подготовки всех этих процессов цена будет несколько выше. Если же на это не тратить деньги, специалист должен ее поддерживать буквально в ручном режиме – обрабатывать заявки, устанавливать соединения и т.д. Основное здесь – услуга должна быть настолько легка в использовании, чтобы дополнительное обучение не требовалось,  иначе это будет вызывать отторжение у пользователей. Поэтому простота и легкость использования услуги, в основном, и определяют цену вопроса на внедрение.

Вячеслав Борилин, генеральный директор, «ВидеоМост»:
Эффективность использования ВКС обычно определяют путем сравнения затрат на командировки до и после внедрения ВКС. Но это только грубая первичная оценка, включающая только прямую экономию денег. Кроме этого, ВКС позволяет сократить непродуктивные расходы времени (и зарплаты) руководителей и сотрудников на те же поездки. ВКС – это оптимизация и ускорение бизнес-процессов, рост производительности труда (особенно значима возможность живого общения для удаленных сотрудников), лучшее взаимодействие в команде, оперативный обмен информацией, более быстрое принятие решений – все эти благоприятные перемены от использования ВКС трудно измерить финансово, но их не стоит упускать из вида при оценке эффективности. Стоимость видеосвязи стоит рассматривать с точки зрения её максимального внедрения внутри компании. Чем больше рабочих мест сотрудников, принимающих участие в рабочих группах, задействованных в работе с другими офисами, клиентами, партнерами, подрядчиками и т.п., может быть оборудовано средствами ВКС, тем большую выгоду в итоге получит компания. А дальше необходимо исходить из имеющегося бюджета. Экономить в любом случае нельзя на качестве голоса и видео – если оно ниже субъективно хорошего, это отвлекает на себя внимание и просто раздражает, ни о какой работе не может идти речи. Эффективно работающая система не обязательно должна быть «дорогой». Очевидный пример – дорогостоящее ВКС-оборудование, установленное в специально обустроенной переговорной с выделенными каналами связи, с высоким HD-качеством видео, но без возможности совместной работы с документами и доступное только для высшего руководства, принесет существенно меньше пользы, чем «легкое» программное решение, работающее через обычный Интернет на стандартных ПК, стоящих на каждом рабочем месте. При условии, конечно, что качество связи и дополнительный функционал обеспечены в таком решении на должном уровне.

Виталий Томилко, руководитель телекоммуникационного направления дирекции производства "Открытых Технологий":
Внедрение ВКС, пожалуй, является единственным инструментом, эффективно снижающим затраты по статье командировочных расходов. Скрытая сила видеоконференций была также хорошо продемонстрирована весной текущего года, когда из-за извержения вулкана в Исландии были сорваны бесчисленные деловые встречи и рабочие поездки. Снижение накладных расходов на командировки – актуальная задача для любого бизнеса. Специалистами компаний-производителей уже давно демонстрируется элементарный расчет, который доказывает, что установление системы ВКС в организации обходится дешевле, чем всего лишь одна командировка двух специалистов компании в другой город с учетом расходов на авиабилеты, гостиницу и командировочные для сотрудников. Тем более, что правильная организация решения легко поддерживается небольшими ресурсами местного ИТ-отдела, снижая тем самым OpEx, и увеличивая, соответственно, CapEx. Еще один фактор, заслуживающий внимания – это предоставление услуг ВКС на базе SaaS. Для России эта тема, безусловно, новая, но перспективная. Выгоды очевидны уже сегодня: снижение TCO, возможность подключения сотрудников, работающих удалённо, способность гибко и оперативно масштабировать решение. Что касается качества видеоконференцсвязи, то довольно часто, в качестве тестирования технологии, заказчик использует Skype, MSN или другие решения, а потом начинает искать альтернативное корпоративное решение.    Очевидно,  что вышеперечисленные технологии хорошо подходят только домашним пользователям и никогда не будет широко использоваться на рынке Enterprise.  Для этого существуют две основные причины: протокольная «закрытость» системы и невозможность интеграции с  внешними информационными системами и кардинальное другое качество связи.
Унифицированные коммуникации - это еще одно крайне перспективное направление, развитие которого серьезно остановил кризис. Однако уже сегодня все более популярными становятся такие услуги как почта по IP, синхронизация с мобильным телефоном, видео-телефония и пр.  Интеграция видео-телефонии с корпоративными системами – это другой, более результативный, способ работы, возможность, не отходя от своего рабочего места, использовать многоточечные аудио- и видеоконференции вместе с чатом, совместной работой над документами, видеть прямую реакцию собеседника итд. В сочетании с видеосвязью Вы можете использовать клиент Microsoft OCS, программные продукты IBM и пр. Понятно, что будущее - именно за унифицированными коммуникациями.


Павел Салмин,  эксперт по развитию направления телефонии и контакт-центров компании «Инфосистемы Джет»:
Эффективность ВКС – это некий комплекс, который включает способ построения коммуникаций внутри компании, скорость принятия решений, окупаемость проекта по внедрению системы, затраты на каналы связи, на поддержку решения. Система работает эффективно только в том случае, если она позволяет оперативно решать задачи заказчика. Внедрение ВКС должно способствовать налаживанию коммуникаций, так как считается, что создаваемый системой визуальный эффект ведет к повышению ответственности: при контакте «глаза-в-глаза» гораздо сложнее обещать, а потом не выполнить. При выборе и внедрении ВКС нужно, прежде всего, исходить из насущных потребностей клиента. Можно приобрести достаточно дорогое решение «под ключ» Telepresence, обеспечивающее максимальный эффект присутствия и способное полностью заменить личную встречу.  А можно, например, остановить свой выбор на Full HD, оптимальном по качеству и ценовому предложению. Этот выбор подобен выбору между дорогим автомобилем и комфортабельным автомобилем среднего класса - каждый решает для себя сам, какое решение предпочесть, какие характеристики важнее и какие средства можно на это потратить.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!