Rambler's Top100
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  12 ноября 2010

В. Ермолов (АйТи): "Для динамичного развития и роста рынка ИТ-аутсорсинга необходимы единые стандарты оказания ИТ-услуг по отрасли"

Положительная динамика российского рынка ИТ-аутсорсинга в 2009 г. сохранилась, хотя и притормозилась; в 2010 г. начала набирать докризисный темп. В своих прогнозах на 2011-2013 гг. аутсорсеры разделились на консерваторов и оптимистов, но и тех, и других объединяет надежда, что потребители  их услуг "повзрослеют". Читайте полную версию Дискуссионного клуба темы номера "ИКС" №10'2010 "ИТ-аутсорсинг. Профессиональное сопровождение". Часть 9.   

 "ИКС": Ваша оценка и прогноз развития ИТ-аутсорсинга в России на ближайшие три года? 
 
Андрей Гешель, директор Сервисного центра компании “Инфосистемы Джет”: Сегодня на рынке достаточное количество компаний, способных предоставить качественный уровень аутсорсинговых услуг. Но заказчиков, которым подобные услуги необходимы, не так много. В некотором смысле, предложение превышает спрос. Причины понятны – необходимо, чтобы заказчики поверили в то, что аутсорсинг безопасен, эффективен и экономически выгоден в перспективе. Сложно говорить о перспективе двух-трех лет, так как это напрямую зависит от настроений рынка. К тому же ИТ-сфера, как и сама жизнь в целом, меняются стремительно. То, что буквально вчера казалось утопией, сегодня может быть на пике популярности и использоваться повсеместно. Однако в ближайший год кардинальных изменений на рынке ИТ-аутсорсинга вряд ли стоит ожидать.

Олег Клинов, руководитель департамента аутсорсинга и сервисного обслуживания компании «
Verysell Проекты»: По данным CNews Analytics, объем рынка аутсорсинга на 2010 г. составит порядка 1,1 млрд. долларов. Таким образом, даже в условиях кризиса данный сегмент остается относительно стабильным и позиций не сдал. Что касается прогноза на ближайшее время, то, по моему мнению, динамика останется прежней. Кардинально ситуация может измениться, когда руководство компаний придет к пониманию, что  вопрос передачи вспомогательных процессов необходимо решать на их уровне.

Михаил Абрамзон,
генеральный директор Сетевой Дозор: Если оценивать динамику рынка ИТ-аутсорсинга в целом, то она, несомненно, положительная. Очевидные плюсы аутсорсинга и рост зависимости бизнеса от ИТ заставляют задуматься руководителей компаний о нецелесообразности оставлять за собой решение всего спектра управленческих задач в рамках ИТ-отдела. Однако бурного роста на данный момент тоже не предвидится. Причиной тому опять же является проявляемая осторожность со стороны руководства. С другой стороны, рост компетенции среди руководителей позволит научиться разговаривать аутсорсеру и заказчику на одном языке. По этой причине рынок аутсорсинга станет более детализованным и нацеленным на квалифицированный аустосринг отдельных ИТ-сервисов, а не всей ИТ-инфраструктуры в целом. Предположу, что нормально практикой станет заключение нескольких аутсорсинговых контрактов с разными поставщиками ИТ-услуг для разных ИТ-сервисов в рамках одной организации.

Игорь Пчелинцев,  руководитель  направления по проектированию сервисных решений департамента Siemens IT Solutions and Services компании "Сименс":
Плавный рост рынка 5-10%.

Наталья Плотникова,  начальник Центра компетенций по сервису и аутсорсингу, компания "Открытые Технологии":
Период адаптации к новым условиям будет способствовать росту инновационной составляющей на рынке ИТ-услуг - появлению альтернативных моделей предоставления/приобретения ИТ-услуг. Среди таких моделей можно выделить, например, сервисы, предоставляемые по запросу, и оплачиваемые по мере использования, ИТ-инфрастурктура как сервис, SaaS. Многие модели иллюстрируют влияние виртуализации на рынок ИТ-аутсорсинга. В рецессионный период поставщикам ИТ-услуг предоставляется возможность пересмотреть каталог предоставляемых сервисов, дополнить его новыми видами услуг, например, страхование аутсорсинговых контрактов, и к моменту восстановления рынка иметь на вооружении конкурентные предложения. На российском рынке появятся и будут развиваться такие новые услуги, как сервис от производителей оборудования (IBM, SUN, HP и др.), так называемый мультивендорный сервис. Когда вендор выступает уже в качестве независимого ИТ-аутсорсера, способного оказывать услуги широкого профиля, а не только поддерживать оборудование собственного производства. А, следовательно, у старых игроков рынка  появятся новые конкуренты. Наблюдаются хорошие перспективы аутсорсинга в сегменте среднего и малого бизнеса. Именно эти компании являются традиционными заказчиками услуг по поддержке инфраструктуры, причем основными как по числу клиентов, так и по доходности. В перспективе наибольшим спросом будет пользоваться предоставление ПО, ИТ-инфраструктуры, рабочего места как сервис. Отмечается и другая перспектива — крупными компаниями рассматривается комплексный аутсорсинг ИТ-инфраструктуры. Не разовые проекты или аутстаффинг, а именно полноценные проекты с пролонгацией сроков, с переводом персонала к аутсорсеру, с дальнейшей возможностью создания совместных предприятий. Спрос на данные виды услуг будет только расти, хотя и с возможным снижением темпов, и небольшими объемами. Сомнений нет, что такое направление способствует развитию рынка ИТ-аутсорсинга, который будет становится более зрелым, а игроки более профессиональными в силу масштабности и комплексности проектов.

Дмитрий Романов, директор департамента инфраструктурных решений
Digital Design: В целом интерес к аутсорсингу растет. Это заметно, например, по повышающемуся спросу на услуги ЦОДов. Последние несколько лет многие компании активно двигаются в сторону перехода на сервисно-ориентированное построение ИТ-служб. Вполне вероятно, что при получении в результате ITSM-проектов подробной картины деятельности ИТ, будут приниматься решения о привлечении внешних подрядчиков для оказания тех или иных ИТ-услуг.

Владимир Фролов, руководитель направления ИТ-аутсорсинга компании «Микротест»:
С точки зрения качественных показателей рынок ИТ-аутсорсинга активно развивается: растет качество услуг, за последние годы многие профессиональные игроки сертифицировали свои услуги и процессы их оказания в соответствии с международными стандартами ИСО 9000, ИСО 20000 и пр. Количественные же показатели демонстрируют, что темпы роста услуг ИТ-аутсорснга опережают рост ИТ-рынка в целом  – об этом свидетельствуют и данные аналитических агентств, и опыт нашей компании. Популярность аутсорсинга уже начала распространяться за пределы двух столиц – не так быстро, как хотелось бы, но есть надежда, что через 2-3 года фраза «ИТ-аутсорсинг» не будет вызывать непонимания или пугать представителей региональных компаний.

Барт Стаеленс, директор по стратегическому маркетингу
Orange Business Services в России и СНГ: Как показал опыт Orange, мировой финансово-экономический кризис во многом способствовал принятию рынком бизнес-модели ИКТ-аутсорсинга. В 2009 г. наблюдался серьезный рост интереса определенного круга заказчиков к управляемым услугам: они были вынуждены существенно сократить капитальные вложения, поэтому получение оборудования в составе комплексной услуги стало более привлекательным. Кризис, заметно ухудшивший климат в других сферах ИТ, может предоставить российскому рынку аутсорсинга в 2010-2011г г. существенную точку роста. Россия в сфере ИТ аутсорсинга и до кризиса предлагала миру услуги при хорошем соотношении цена/качество, и в ближайшие годы аутсорсинг в России может стать еще более привлекательным. Существенным подспорьем для развития данного сектора может стать совершенствование законодательства, уровень проработанности которого на данный момент находится на достаточно низком уровне.

Ожидается, что темп развития сектора ИТ-аутсорсинга выйдет на уровень, сравнимый с докризисным, уже в 2011г. При этом наиболее вероятно сохранение этих темпов в ближайшие годы.


Наибольшую заинтересованность в услугах аутсорсинга проявляют организации, представляющие крупный и средний бизнес с центральными офисами в Москве или других крупных городах и территориально-распределенной филиальной сетью, а также глобальные корпорации, стремящиеся снизить издержки по непрофильным направлениям деятельности. Большая часть аутсорсинговых проектов
Orange в России выполняется именно в рамках глобальных контрактов: чем выше уровень конкуренции в рыночном сегменте, в котором работает компания, тем выше скорость происходящих в нем изменений, а значит, тем важнее для предприятия эффективность функционирования и возможности оптимизации внутренних бизнес-процессов. При этом параметры инфраструктуры и расходы на ее эксплуатацию не имеют значения.

По нашим прогнозам, аутсорсинг будет становится все более востребованным сегментом малого бизнеса, которому мы предложили специальное коробочное решение
Easy Office для простой организации связи в офисе (телефон + доступ в интернет), в рамках которого все необходимое оборудование предоставляется бесплатно в составе услуги на срок действия договора и обслуживается специалистами Orange.

Вадим Стеценко, руководитель дирекции ИТ-аутсорсинга компании «Астерос»:
По нашим оценкам, спрос на услуги ИТ-аутсорсинга будет расти динамично и быстрее, чем ИТ-рынок в целом. Основными локомотивами будут привычные отрасли: финансы, энергетика и промышленность, плюс розничная торговля в области поддержки и управления рабочими станциями. Будет актуальным вопрос оптимизации и повышения эффективности работы корпоративных ИТ-служб. В то же время с развитием новых передовых технологий будет происходить постепенное сокращение состава ИТ-служб крупных предприятий.

Павел Залецкий, генеральный директор ЗАО «Аутсорсинг 24»:
Рынок ИТ-аутсорсинга безусловно будет расти, причем в 1,5-2 раза быстрее рынка ИТ-услуг. Опережающий рост будет наблюдаться как  в коммерческой среде, так и в госсекторе.

Эдуард Гатиятуллин, руководитель отдела конструирования услуг Сервисного центра компании «Ай-Теко»:
Анализируя спрос на услуги ИТ-аутсорсинга, можно говорить о тенденции возврата к отложенным сделкам, ввиду пересмотра многими заказчиками требований к большей гибкости и инновационной деятельности компаний-аутсорсеров. Усилилась тенденция к заключению краткосрочных соглашений, фактически дающих заказчикам возможность быстрого реагирования на изменения в бизнесе в условиях финансовой нестабильности. Основой для дальнейшего успешного динамичного роста ИТ-аутсорсинга может стать новая модель управления взаимоотношениями между заказчиком и компанией-аутсорсером в условиях конкурентной среды, как стимул для поиска возможностей снижения издержек на информационные технологии. Если удастся компаниям-аутсорсерам сформировать у себя постоянную возможность привлечения инвестиций под сервисные проекты, то возможен поступательный и интенсивный рост спроса на услуги ИТ-аутсорсинга. Если говорить о самих услугах, то это во-первых полный аутсорсинг, когда у заказчика остается только бюджет и принятие управленческих решений, а все остальное предоставляется разными компаниями-аутсорсерами. Во-вторых, это взрывной рост все того же аутсорсинга ИТ-сервисов, услуг дата-центров и поддержки аппаратно-программных комплексов. Одним словом, то, что и сейчас популярно. С учётом присутствующих на рынке тенденций можно предположить 30-процентный рост рынка услуг ИТ-аутсорсинга с ориентацией на длительное, стратегическое сотрудничество. Успех будет обеспечен теми простыми и понятными услугами компаний-аутсорсеров, за которыми стоит грамотно построенная ИТ-инфраструктура и отлаженные ИТ-процессы. Это услуги, которые заказчики смогут получать в любой момент времени в необходимом количестве с заданным уровнем сервиса. Основное, к чему необходимо будет прийти заказчикам, – это компромисс между экономической выгодой и близостью передаваемых функций или процессов к основной деятельности.

Владимир Гаев, генеральный директор "Ситроникс Смарт Технологии":
 Рынок будет развиваться – это общемировая тенденция. Многим компаниям не хватает собственных знаний и опыта, поэтому они будут пользоваться опытом профессионалов сторонних организаций.  Сергей Таран, генеральный директор компании «ОНЛАНТА»:По нашим оценкам, рынок услуг в 2011 г.  и последующие несколько лет будет ежегодно расти не менее чем на 40%. Было замедление рынка в 2008 и 2009 гг; думаю, в 2010 г. замедление будет меньше. 

"ИКС": Согласны ли Вы с утверждением, что значительного роста рынка ИТ-аутсорсинга в России не произойдет, пока не будет открыт внутренний рынок крупных инсорсинговых организаций или на него не выйдут глобальные вендоры  ИТ-аутсорсинга? 
 

Игорь Пчелинцев:
Согласны.

Олег Клинов:
Не согласен. Тем более, что ни один мировой вендор сходу не сможет захватить в России большой сегмент рынка. Так или иначе, ему придется приспосабливаться к местным условиям.

Владимир Фролов:
Не совсем так. Мы считаем, что аутсорсинг будет развиваться в любом случае, но при открытии рынка инсорсинговых организаций или выхода глобальных вендоров рынок станет более конкурентным, что заставит игроков предлагать новые услуги, улучшать параметры качества, расширять линейку инструментов, повышать собственную эффективность  и т.д. Более того, выход глобальных вендоров повысит популяризацию модели ИТ-аутсорсинга и будет способствовать росту рынка в целом.

Сергей Таран:
Большинство ведущих иностранных компаний уже давно работают на нашем рынке, может быть появятся и новые игроки. Рынок инсорсинговых организаций уже понемногу открывается, и его дальнейшее развитие станет мощным катализатором роста. Это я учитываю в своих прогнозах.

Андрей Гешель:
Не думаю, что приход на рынок глобальных вендоров ИТ-аутсорсинга сможет кардинально изменить расстановку сил или темпы развития ИТ-аутсорсинга в России. А вот развитие инсорсинга, наоборот, может подтолкнуть аутсорсинг к появлению новых направлений. Фактически инсорсинг будет занимать текущую нишу аутсорсинга, и надо будет предлагать что-то новое - то, что сам заказчик и его службы пока еще не могут делать по объективным причинам.

Михаил Абрамзон
:
Успешность аутсорсинга напрямую зависит от понимания заказчика своих потребностей в области ИТ. Пока этого осознания не возникнет, никакие глобальные вендоры не смогут обеспечить рост на этом рынке. Скорее наоборот – появление глобальных вендоров ИТ-аутсорсинга на российском рынке будет свидетельствовать о готовности российского бизнеса в большинстве своем принять модель работы в соответствии с мировыми стандартами.

Валерий Корниенко, руководитель направления развития сервисных услуг IBM:
Согласен. Пока что у нас достаточно мало глобальных вендоров на рынке.  Большая часть рынка покрыта инсорсинговыми компаниями. Например, у всех больших компаний нефтегазового сектора есть свой инсорсер – чаще всего дочерняя компания. Работа с такими компаниями может открыть рынок ИТ-аутсорсинга и для глобальных игроков.

Наталья Плотникова:
Нет, не согласна. Рост ИТ-услуг и аутсорсинга в частности всегда выше среднего по рынку. ИТ-аутсорсинг — единственный растущий сегмент ИТ-рынка в кризис. Мировые игроки уже более 3-х лет на рынке аутсорсинга в РФ, но громких успехов не слышно, некоторые уже закрывают это направление. Виной тому специфика рынка, отсутствие и боязнь заказчика контрактов на срок более 3-5 лет. Плюс высокая стоимость при спорном качестве — реально работу выполняют все те же крупнейшие российские аутсорсеры, находящиеся на субподряде у зарубежных.

Дмитрий Романов:
Безусловно, появление крупных игроков на рынке аутсорсинга, популяризация и активное продвижение их услуг подстегнет интерес к этой теме.  Однако спрос есть уже сейчас, и он растет, так что и предложение будет подтягиваться. Хотя какого-то единовременного скачка, наверное, не случится.

Барт Стаеленс:
Мы не сомневаемся, что спрос на управляемые услуги на российском рынке будет расти – компании активно сокращают издержки, так как прошедший год научил всех внимательно смотреть на затраты и прибыльность операций. Тем не менее, потребуется еще некоторое время время, чтобы приучить корпоративный рынок в России ко всем преимуществам аутсорсинга и отработать все технические и организационные моменты. Активное развитие рынка начнется только с усилением конкуренции на нем и повышением его прозрачности для заказчика.

Павел Залецкий:
На рынке ИТ-аутсорсинга довольно много интересных и выгодных предложений российских компаний, ведется достаточно активная пропаганда. Именно эти факторы способствуют значительному росту рынка, а повышение активности глобальных вендоров ИТ-аутсорсинга, которые уже присутствуют в России, или приход новых западных игроков не окажет на него значительного влияния.

Вячеслав Ермолов, директор департамента технической поддержки и аутсорсинга компании АйТи:
Для динамичного развития и роста рынка ИТ-аутсорсинга необходимы единые стандарты оказания ИТ-услуг по отрасли. Доступность крупных инсорсинговых игроков сделает рынок более прозрачным с точки зрения ценообразования и качества услуг. Поэтому открытость инсорсинговых организаций является неотъемлемой частью рынка в целом. Что же касается выхода на российский рынок глобальных игроков, то я бы на это слишком большую ставку делать не стал. Дело в том, что практически все крупные аутсорсинговые компании уже в том или ином виде присутствуют на отечественном ИТ-рынке, но нельзя говорить о том, что они его же (рынок) и делают.

Эдуард Гатиятуллин:
На сегодня есть свершившийся факт: кризис в одночасье позволил ИТ-аутсорсингу преодолеть большинство тормозящих его развитие факторов и показал несовершенство инсорсинговой модели: затраты на содержание отдельной ИТ-компании оказались выше чем ожидалось и при этом без улучшения качества предоставления ИТ-сервисов. Были забыты фактически настораживающие ещё некоторое время неудачные примеры ИТ-аутсорсинга, и все реалии жизни заставили по новому взглянуть на российскую практику ИТ-аутсорсинга, признать и увидеть, что эти годы развития принесли необходимый опыт: высвобождение внутренних ресурсов заказчиков на ведение основной деятельности и роста её эффективности. В настоящее время уже идут процессы консолидации и поглощения компаний, рынок всё дальше уходит от споров по поводу сравнения инсорсинга и аутсорсинга к разумному совмещению собственных усилий и услуг компаний-аутсорсеров, как оптимальномк подходу к реализации сотрудничества.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!