Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 01-02 2016
Дмитрий БЕССОЛЬЦЕВ  15 марта 2016

Облако ≠ простота

Хорошее облачное бизнес-приложение дает возможность существенно улучшить бизнес-процессы, но эту возможность нужно правильно реализовать.

Дмитрий БЕССОЛЬЦЕВ, руководитель департамента ИТ-аутсорсинга и проектов, ALP Group

Технических трудностей внедрение облачных приложений обычно не вызывает. Основная проблема – это сам факт изменений, к которым готовы далеко не все, а некоторые даже считают их вредными для бизнеса. Наиболее высокую готовность к внедрению SaaS в небольших компаниях демонстрируют генеральные, коммерческие и исполнительные директора, если они обладают открытым мышлением и согласны пробовать новые модели работы на разных участках. Если же таких людей-«драйверов» в компании нет, то облачные продукты будут внедрять не как инновацию, улучшающую бизнес-процессы и различные аспекты управления, а только как альтернативу стандартному офисному решению. Например, обычный офисный пакет будет заменен на Office 365 от Microsoft. Таким компаниям будет хорошо понятен IaaS как «сервер в аренду», не меняющий существующих бизнес-процессов, а затрагивающий только ИТ. Еще одним барьером для использования облачных сервисов может быть наличие людей-«блоков» на уровне менеджмента среднего звена, которым, скажем, невыгодна прозрачность продаж, достигаемая за счет внедрения облачной CRM-системы.

Заблокировать облачный проект в небольшой или средней компании (в крупном бизнесе такого не бывает) может и распространенный сегодня миф о том, что облачные приложения легко настроить, просто расставив «галочки», и что их так же просто поддерживать. Но облако далеко не всегда равно простоте, несмотря на то что существуют целые классы облачных решений, которые действительно настраиваются «в два клика» (сервисы управления задачами, простые CRM-системы).

Более сложные облачные функции требуют погруженности в ИТ (например, нужно интегрировать CRM и call-трекинг на уровне API, правильно выбрать кодеки, учесть тип АТС, с которой интегрируется решение) и в бизнес-процессы заказчика (что нужно, а чего нельзя менять в маркетинге, чтобы тот или иной бизнес-процесс не развалился, нужно ли строить новый процесс, с кем взаимодействовать при этом). Также необходима большая практика работы с SaaS-решениями (как правильно настроить ИТ-инфраструктуру и шифрование данных, как интегрировать отдельные сервисы и пр.). Тут зачастую сложно обойтись без квалифицированного ИТ-аутсорсера, который сможет правильно настроить, а потом и обслуживать тот или иной SaaS-сервис, предварительно проведя аудит ИТ-системы заказчика, или следить за достаточностью ресурсов, выстраивать и поддерживать отношения с провайдером в случае IaaS. Отсутствие в компании соответствующего специалиста, нежелание или невозможность отдать эти функции на аутсорсинг могут стать непреодолимым препятствием на пути внедрения облачных решений.

Стоит также отметить, что не всегда использование облачного решения приводит к оптимизации бизнес-процессов. Здесь, как и при внедрении любой информационной системы, всегда есть место профанации – как со стороны внедренцев, так и со стороны бизнеса, когда внедрение происходит только для галочки. К сожалению, такое бывает даже в крупных компаниях.

Сымитировать внедрение функций, без которых компания не может обходиться в ежедневной работе (той же системы бухучета), достаточно сложно. А вот использование облачных сервисов для построения совместной корпоративной работы (корпоративный портал) вполне может остаться проектом, который сдали, приняли и положили на полку. Если на предприятии не встречаются на практике вертикальная («теперь мы работаем вот так») и горизонтальная («мы хотим, чтобы вам всем было удобно») установки на внедрение корпоративной среды для совместной работы, то жить такой проект – on-premise или облачный – не будет. Люди в компании и решение должны быть развернуты друг к другу.  

Сергей ТАРАННынешняя экономическая ситуация, несомненно, стимулирует переход к облачным сервисам. Покупать новое оборудование сейчас слишком дорого, и руководители компаний стараются этого не делать. Я думаю, будут продолжать расти IaaS-сервисы, в частности хранение данных. Гигантские цифры по SaaS на российском рынке, которые присутствуют в отчетах некоторых компаний, на мой взгляд, в лучшем случае являются неким «лукавством». Я не вижу SaaS-провайдеров, которые могли бы дать такие результаты.

Сергей ТАРАН, гендиректор, «Онланта» (ГК ЛАНИТ)



Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен