Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
![]() |
Лилия ПАВЛОВА  | 03 ноября 2010 |
Н. Плотникова ("Открытые Технологии"): "В идеале модель аутсорсинга представляет собой стратегическое и долговременное партнерство"
Прийти к идеальной модели ИТ-аутсорсинга – в этом в равной степени заинтересован и заказчик и исполнитель. Как это сделать? Читайте полную версию Дискуссионного клуба темы номера "ИКС" №10'2010 "ИТ-аутсорсинг. Профессиональное сопровождение". Часть 5.
"ИКС": Как достичь совпадения/гармонизации интересов заказчика и аутсорсера? Как распределить задачи между аутсорсинговой компанией и внутренней ИТ-службой?![](/data/679/436/1235/Klinov_Verysell.jpg)
Распределение услуг между аутсорсером и внутренней ИТ-службой – это еще один пункт договора между компаниями, и в каждом случае оно будет индивидуальным. Все зависит от того, кто принимает решение о передаче части процессов на аутсорсинг – ИТ-служба или руководство компании. Отдельного обсуждения требует вопрос готовности компании передать на аутсорсинг обслуживание систем, содержащих конфиденциальные данные (это актуально, в частности, для банков). В наиболее продвинутых компаниях на стороне клиента остается только так называемая служба заказчика, которая преобразует требования бизнеса в конкретные задачи для аутсорсинговой компании. В развитых странах даже существуют стандарты для организации работы такой службы, но в России до такой модели пока далеко.
![](/data/677/436/1235/Ермолов-В-02.jpg)
Вячеслав Ермолов, директор департамента технической поддержки и аутсорсинга компании АйТи: Перед подписанием аутсорсингового контракта будет полезным проведение аудита существующей ИТ-инфраструктуры. Аутсорсеру это позволит получить четкое представление об объектах обслуживания, их текущем состоянии, количественных и качественных параметрах.
![](/data/683/436/1235/Гешель.jpg)
![](/data/721/436/1235/Valery_Kornienko.jpg)
Валерий Корниенко, руководитель направления развития сервисных услуг IBM: В идеальном мире в рамках аутсорсингового контракта у заказчика ИТ-служба остается как “служба заказчика”. Она определяет стратегию развития, она делает заказ у того или иного аутсорсера, наблюдает за качеством предоставления услуг и вносит необходимые коррективы в рамках стратегического и тактического планирования. В реальности такое редко получается, поскольку построение ИТ-служб заказчика разноообразно, и разные компоненты развиты по-разному, соответственно, одни компоненты ИТ-службы отдают на аутсорсинг, другие не отдают. Чтобы достичь гармонизации интересов заказчика и ауторсера, нужно разработать отношения в партнерском стиле. Никто никого не должен обманывать, пытаться получить привилегированное положение в контракте. Если в контракте соблюдается баланс интересов заказчика и провайдера, то одни с удовольствием платят, другие с удовольствием работают и предоставляют услуги высокого уровня. Получается гармония.
![](/data/727/436/1235/Плотникова---ОТ.jpg)
В идеале модель аутсорсинга представляет собой стратегическое и долговременное партнерство. Как заказчик, так и аутсорсер должны быть заинтересованы во взаимной выгоде и достижении положительных показателей эффективности.
Первый год сотрудничества мы доказывали заказчикам свою компетентность и не отказывались от решения сложных и порой экономически непривлекательных задач. Этот период адаптации дал возможность заказчику убедиться в наших компетенциях, а нам – в коммерческой привлекательности такого партнёрства и перспективах развития на рынке ИT-услуг. Развиваясь во взаимоотношениях с клиентом, мы фактически создавали готовую модель сервисной службы, инженерный состав и штат управленцев, которым можно быстро и гибко находить применение на рынке. Именно пошаговое выстраивание взаимоотношений между заказчиком и исполнителем позволило создать гибкую и эффективную модель предоставления услуги ИТ-аутсорсинга, способной «безболезненно» реагировать на изменения бизнеса заказчика, его стратегических целей.
Переход на аутсорсинг не требует серьезных организационных изменений внутри компании-заказчика, ведь на подряд передается непрофильная функция. Чтобы это реально понимать, заказчику надо определить и формализовать свои бизнес-процессы в целом и провести четкий анализ тех из них, функционирование которых поддерживается ИТ-подразделением. При этом вопрос упразднения собственной ИТ-службы считаю неправильным. Естественно, при передаче ИТ-функции специализированной организации могут возникнуть непонимания со стороны сотрудников собственной ИТ-службы. Важно принять меры по сохранению лояльности сотрудников, переходящих под начало аутсорсера, правильно задействовать собственный персонал, не потерять квалифицированных специалистов. Прежде всего, необходимо постоянно и активно управлять поставщиком услуг, получать отчетность от аутсорсера. Не помешает также выделенный сервис-менеджер от заказчика, своего рода руководитель проекта. Естественно, все необходимые требования к качеству сервиса прописываются в SLA (время реакции, время выполнения, сервисные часы, доступность, параметры производительности и т.д.). И нужно вести постоянный мониторинг выполнения этих параметров. Для минимизации рисков в договоре необходимо прописать четкие и измеримые штрафные санкции аутсорсера за невыполнение работ. И обязательно нужно предусмотреть возможность и процедуру передачи всей информации по данному проекту (инструкций, процедур, актуальных CMDB и т.д.) аутсорсером по окончании контракта заказчику.
![](/data/725/436/1235/Романов_Digital-Design.jpg)
![](/data/731/436/1235/Абрамзон.jpg)
Михаил Абрамзон, генеральный директор Сетевой Дозор: Ключевой момент понимания между заказчиком и аутсорсером – это понимание зказчиком роли ИТ в своем бизнесе и того, какие ИТ-сервисы он готов передать на аутсорсинг. Без этого весь договор сведется к «абонентскому обслуживанию» рабочих мест пользователей. То есть аутсорсер будет выполнять некий базовый набор работ по профилактике сбоев, но ни о каком повышенном внимании к критичным ИТ-сервисам речи уже быть не может. Такое положение вещей зачастую выливается в конфликтные ситуации при первом серьезном сбое в работе ИТ-инфраструктуры. Заказчик топает ногами и требует ответа, а аутсорсер разводит руками и говорит: «Надо было предупреждать». В ситуации с наличием внутреннего ИТ-отдела ситуация только ужесточается. При заключении договора ИТ-аутсорсинга необходимо разработать четкие регламенты, описывающие зоны ответственности и методы взаимодействия между аутсорсером и внутренней ИТ-службой. Не лишним будет наличие системы Help Desk, которая позволит отслеживать продвижение заявок на решение инцидентов и контролировать время реакции аутсорсера и внутреннего ИТ-отдела.
![](/data/729/436/1235/Барт-Стаеленс.jpg)
![](/data/704/436/1235/Стеценко-В.jpg)
Вадим Стеценко, руководитель дирекции ИТ-аутсорсинга компании «Астерос»: Работа по аутсорсинговому контракту будет успешной, если стороны договорятся обо всем еще на берегу. Особое внимание нужно уделить тому, чтобы функции аутсорсера и клиента не дублировались. Заказчик должен четко понимать, что именно он готов передать во вне. Распределить задачи и ответственность позволяют процесс формализации услуг и документы, регламентирующие взаимодействие отношений провайдер-заказчик. В них важно зафиксировать кто за что отвечает, с кем взаимодействует, в какие сроки выполняется задача, какие именно работы соответствуют данному этапу, бюджетирование и прочее. Чем детальнее будет проработан SLA, тем меньше разногласий и недочетов возникнет на этапе реализации проекта и меньше вероятность, что задачи аутсорсинговой компании будут дублироваться внутренней ИТ-службой заказчика.
![](/data/710/436/1235/Гатиятуллин.jpg)
*совместное использование ресурсов на различных проектах; *эффективная организованная модель деятельности компании-аутсорсера;
*баланс между инсоргсингом и аутсорсингом;
*специально разработанный перечень мероприятий, направленных на оптимизацию затрат, причём предусматривающие взаимные обязательства;
*скидки при долгосрочном сотрудничестве
![](/data/708/436/1235/Igor.Pchelintsev.jpg)
Игорь Пчелинцев, руководитель направления по проектированию сервисных решений департамента Siemens IT Solutions and Services компании "Сименс": В идеале первично наличие у заказчика целевых метрик аутсорсинга. Тогда опытный аутсорсер найдет правильный путь к этой гармонизации: или аутсорсер предложитвзаимоприемлемую модель, или уйдет. Признаться в отсутствии интересов - это тоже гармонизация отношений между заказчиком и аутсорсером.
![](/data/714/436/1235/Taran.jpg)
Распределить задачи можно и нужно следующим образом: *Формализовать все услуги в соответствии с ITIL и ITSM.
*Определить, какие услуги передаются на аутсорсинг, какие выполняет сам заказчик.
*Создать единое информационное пространство управления услугами (ITSM-система). В нашем случае заказчику не требуется внедрять собственную систему, он может пользоваться нашей.
*Разработать регламенты взаимодействия разных групп поддержки, которые обеспечивают сопровождение различных ИТ-услуг. Главное — чтобы и подрядчик, и заказчик работали в тесном сотрудничестве. Конкуренция и поиски «крайнего» ни в коем случае недопустимы.
*И в заключение — заказчик должен определить руководителя, наделив его необходимыми полномочиями, чтобы принимать результаты работы и управлять услугами внешнего исполнителя (исполнителей).
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!