Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 07-08 2010 |
Антон ПЛАТОНОВ  | 27 июля 2010 |
Цена вопроса? Уже не главное!
Нынешних клиентов, обращающихся в коммерческие дата-центры, по-прежнему в первую очередь интересует цена стойкоместа – но она перестала быть основным фактором для принятия решения. Впрочем, как показывает практика, высокая цена не гарантирует того, что дата-центр («уровня Tier 3», по утверждению его владельца) не даст сбоя.
Нынешних клиентов, обращающихся в коммерческие дата-центры, по-прежнему в первую очередь интересует цена стойкоместа – но она перестала быть основным фактором для принятия решения. Еще пару лет назад техническая составляющая дата-центра была важна лишь для крупных клиентов, а сейчас даже розничный покупатель живо интересуется количеством силовых вводов в стойку, временем работы оборудования от ИБП и тем, сколько проработает ДГУ без дозаправки. Часто бывает, что одной только низкой стоимости услуг недостаточно, чтобы клиент выбрал для установки оборудования именно этот ЦОД – из-за возникающих рисков отказов в обслуживании. Впрочем, как показывает практика, высокая цена не гарантирует того, что дата-центр («уровня Tier 3», по утверждению его владельца) не даст сбоя.
Понятно, что не каждый клиент готов платить за навороченность дата-центра. Одним достаточно Tier 2 и невысоких цен на размещение оборудования, другие хотят Tier 3 и готовы за это платить. Выходом из сложившейся ситуации может стать возведение модульных конструкций в рамках отдельно взятого дата-центра, предлагающего разный уровень надежности при разной же стоимости услуг. При этом неизменным должен остаться уровень обслуживания площадок техническим персоналом, и именно за это нужно платить. Если открывается ЦОД, предлагающий услуги очень дешево и при достойном уровне инфраструктуры, не следует бросаться в омут с головой: имеет смысл обратить внимание на опыт работы в дата-центрах главного инженера, энергетика и специалиста по холодоснабжению. Именно грамотные технические специалисты, а не уровень дата-центра, обеспечат надежную и бесперебойную работу оборудования в ЦОДе.
Все это, конечно, никак не умаляет важности качественного проектирования и строительства дата-центров. Правда, российским строителям ЦОДов приходится работать в условиях отсутствия официальных единых стандартов и руководящих документов. Абсолютно все дата-центры, построенные на территории РФ, не сертифицированы ни по современным российским стандартам (их просто не существует), ни по общепринятым стандартам Uptime Institute. Как следствие, все построенные у нас ЦОДы назначают себе эти уровни самостоятельно, практически как турецкие отели – звезды. Только в конце прошлого года некоторые операторы дата-центров начали переговоры с Uptime Institute о сертификации своих площадок. Замечу, что в нашей стране наблюдается явный дефицит грамотных специалистов, которые могут не только построить дата-центр, но и предвидеть проблемы еще на стадии проектирования. Соответственно не хватает и консалтинговых компаний, которые могут грамотно проанализировать и исправить допущенные ошибки в уже действующих ЦОДах.
Выход на российский рынок любых зарубежных игроков, таких как страховые компании, банки, авиакомпании и, конечно, операторы дата-центров, неумолимо повлечет за собой улучшение качества услуг и уменьшение их стоимости. А пока мы страхуемся, берем кредиты, летаем самолетами и арендуем стойки дороже, чем это делает Европа. Но я считаю, что сейчас выход иностранных компаний на наш рынок коммерческих дата-центров невозможен. Столкнувшись с российской действительностью и огромными инвестиционными рисками, зарубежная компания предпочтет остаться дома. Максимум, на что сейчас согласны такие компании, – это арендовать часть ЦОДа российского оператора и предоставлять услуги на их инфраструктуре. икс