Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 05 2010 | ![]() |
![]() |
05 мая 2010 |
В поисках разумной достаточности
От кризиса пострадали, наверное, все участники «пищевой цепочки» рынка корпоративных коммуникаций. Зато теперь появился повод задуматься, какие именно технологии нужны для корпоративной связи, и стимул научиться просчитывать не только прямые, но и косвенные последствия их внедрения.

«ИКС»: Современное оборудование позволяет реализовать массу функций, из которых на самом деле используется лишь малая доля. Какие технологии и сервисы корпоративных коммуникаций сейчас наиболее перспективны? Есть ли среди них явно недооцененные клиентами?
Роман Юдин, менеджер по направлению Cisco, «Verysell Проекты»: Наиболее востребованы на данный момент те сервисы корпоративной телефонии, для которых экономическое обоснование внедрения не вызывает сомнений. В первую очередь это сокращение расходов на междугородную связь путем интеграции IP-услуг в корпоративную телефонию. Что касается более сложных услуг, то обосновать их внедрение очень сложно, и этим занимались в основном энтузиасты, процент которых в последний год сильно сократился. Возможно, путь к внедрению более сложных услуг – проявлять больше изобретательности при определении экономического эффекта от внедрения. Существует масса калькуляторов ROI, но без полноценного анализа структуры затрат и бизнес-процессов они бесполезны.

Максим Мамаев, начальник отдела корпоративных систем связи, АМТ-ГРУП: Весьма перспективно выглядят новые сервисы, объединяемые понятием «унифицированные коммуникации» (UC), но до них заказчики должны «дозреть», и мы надеемся, что это произойдет в ближайшие год-два. Дело в том, что UC дают эффект после того, как задействованы более прямолинейные способы увеличения эффективности бизнеса, что далеко не всегда имеет место в российских реалиях. Например, технологию Presence имеет смысл внедрять лишь в тех компаниях, где длительный поиск отошедшего с рабочего места сотрудника непосредственно повлияет на бизнес; а мультимедийные конференции не вызовут позитивного отклика в компании, где не ведется анализ расходов на командировки.

Леонид Гуштуров, генеральный директор, «Комкор» (торговая марка «Акадо Телеком»): Сегодня основной интерес у крупных территориально распределенных структур вызывают технологии IP VPN на базе IP MPLS. Они позволяют решить практически любую задачу создания мультисервисной корпоративной сети. Внедрение IP VPN, как правило, приводит к снижению совокупной стоимости владения инфраструктурой.

Вячеслав Курбет, генеральный директор «Синтерра-Урал»: Само понятие «корпоративные коммуникации» подразумевает высокий уровень культуры совместной работы, поэтому перспективными можно считать технологии и сервисы, позволяющие сотрудникам «бесшовно» взаимодействовать в корпоративной среде. К таким сервисам можно отнести корпоративную телефонию, порталы, вебинары и т.п.

Андрей Касьяненко, заместитель генерального директора телекоммуникационной компании «Караван»: Главная на сегодня тенденция развития ИТ-сервисов для корпоративных клиентов – виртуализация и облачные вычисления. Зачатками этих сервисов в применении к системам связи можно считать предоставление операторами виртуальных АТС, виртуальных телефонных номеров.

Виталий Крамарь , директор, «Телепорт-Сервис»: Из перспективных и еще недостаточно оцененных корпоративных технологий для компаний, нуждающихся в распределенных коммуникациях (особенно в регионах, где не развиты наземные магистральные каналы), можно назвать VSAT. Ее преимущество – в скорости организации всех типов современных коммуникаций, от Интернета до ВКС и IP-телефонии, в любой точке России, куда еще не добрались скоростные магистрали.
Н е з а б ы т о е с т а р о е
«ИКС»: TDM-технологии в течение многих десятилетий господствовали в сетях связи. Теперь их активно теснят Интернет-технологии, но смена парадигмы оказалась делом небыстрым. Осталась ли в системах корпоративной телефонии ниша для TDM-решений? Сколько времени они еще будут актуальны?





Олег Куц , генеральный директор, «СТЭК.КОМ»: Общество постепенно идет в сторону All-over-IP, но вопрос о том, когда это наступит, ставить пока преждевременно. Если у компании уже есть работающая корпоративная сеть связи и она решает большинство поставленных задач, то совершенно не важно, по какой технологии она работает.
В о м у т с г о л о в о й ?
«ИКС»: Производители вовсю агитируют выбросить «старье», установить их новое оборудование, которое «умеет всё», и наслаждаться наступившим счастьем. Однако далеко не все заказчики хотят радикально менять свою жизнь. Что можно предложить компаниям, которые сейчас не готовы тратить деньги на сложные сервисы, но, возможно, в будущем захотят нарастить функционал своих систем?


Тут можно предложить встроиться в глобальный мейнстрим – использовать аренду софта. И это как раз тема для российских операторов: если нет возможности вкладывать ресурсы в инфраструктуру, купите для начала несколько эккаунтов для одного из ваших небольших подразделений – отдела продаж или рабочей группы, – протестируйте и предложите своим клиентам. Для распределенных компаний, где подразделения разбросаны по разным географическим точкам, такой сервис сразу начинает приносить экономический эффект, экономить деньги и время и на поездках, и на традиционной телефонной связи.
Р. Юдин: Вне всяких сомнений, вариант только один – унифицированные коммуникации. Стоимость базовых компонентов UC, таких как корпоративная сеть и телефония, не выше чем в случае традиционного под-хода, а потенциал расширения UC гораздо выше.
О п т и м и з а ц и я ц е н ы и к а ч е с т в а
«ИКС»: Каковы ваши прогнозы развития ситуации на российском рынке корпоративных коммуникаций в ближайшие год-два?
Л. Гуштуров: Развитие рынка корпоративных коммуникаций напрямую будет зависеть от состояния российской экономики. Но в любом случае мы прогнозируем рост конкуренции среди провайдеров решений и услуг. Будет происходить дальнейшее расслоение и сегментирование рынка – основную его долю займут несколько компаний-лидеров, остальные будут вынуждены искать отдельные ниши (по территориальному признаку либо по группам клиентов). Спрос на создание корпоративных коммуникационных систем также будет расти – вместе с ростом роли ИКТ в деятельности предприятий.

Александр Скуснов, директор по методической работе ГК «ИМАГ»: Цены на корпоративные решения продолжат снижаться, это общемировая тенденция. Производители уже начали больше думать над полезностью новых решений, чем над их имиджевой составляющей. В результате станет больше новых интересных с точки зрения функционала продуктов за разумные деньги. Кризис заставил многих потребителей обратиться в сторону производителей, делающих упор на сочетание «цена-качество». В результате вендоры, которые раньше находились в тени гигантов рынка, сегодня имеют все шансы заметно расширить ряды своих клиентов. Именно это мы наблюдали в течение всего 2009 г.
Р. Вальдман: Одна из основных тенденций корпоративного рынка в ближайшие годы – построение гетерогенных сетей, позволяющих не привязываться к одному производителю, а брать у каждого его лучший продукт. Это говорит о том, что конкуренция станет еще острее, спрос будет неуклонно расти, а ценам придется стать лояльными.

Роман Шишкин, директор по развитию и новым продуктам, «Сетьтелеком»: Последний кризис изрядно подкосил крупных и известных западных производителей. Уже сегодня государственные структуры и малый бизнес предпочитают работать с китайскими (корейскими) поставщиками. За два года у китайцев получится отвоевать серьезную часть корпоративного рынка, что приведет к снижению средней стоимости телекоммуникационного оборудования в этом секторе.

Татьяна Пудова, заместитель директора по маркетингу, «ZyXEL Россия»: Быстрой реанимации не будет. Не будет и скорого возврата к докризисным темпам роста и объемам продаж. Одно из очевидных изменений – резкий рост конкуренции, что в целом для рынка позитивно. Увесистых «рыб» (проектов) стало значительно меньше, а количество «рыболовов» (игроков на рынке) почти не изменилось. Теперь даже крупным игрокам приходится бороться за проекты, ранее считавшиеся малобюджетными. К сожалению, некоторые не гнушаются применять и «запрещенные приемы», такие как демпинг, что явно не способствует оздоровлению рынка. Конечно, не упадет спрос на комплексные решения, оптимизирующие расходы на поддержание и развитие инфраструктуры сетей предприятий, на решения защиты корпоративных сетей. Что касается ценовой политики рынка, то она в большой степени будет зависеть от политики государства в отношении поставщиков и производителей оборудования.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!