Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 12 2009 |
Алексей МИШУШИН  | 08 декабря 2009 |
Год Быка на исходе. Интрига живет до конца корриды
Вот и закончился 2009-й – год Быка по восточному календарю. Осенью 2008-го повеяло глобальными финансовыми неурядицами, и наступавший год ни мировой экономике в целом, ни отдельно взятым отраслям и рынкам не сулил ничего хорошего… Общество и бизнес вновь почувствовали конфликтность своих интересов и разошлись по противоположным сторонам арены в ожидании развязки этой «корриды».
Проекты федерального значенияВопреки значительному оттоку инвестиций из российской экономики, снижению деловой активности, катастрофическому падению потребительского спроса и увеличению числа неплатежеспособных компаний, в 2009 г. развитие проектов общегосударственного масштаба в отечественном телекоме не прекратилось.
В сентябре 2009 г. постановлением Правительства РФ утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 гг.». Этим документом определены главные задачи государства в сфере телерадиовещания, в числе которых – создание сети распределения и доставки до потребителя в цифровом формате общероссийских обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов; обеспечение гарантированного распространения обязательных телерадиоканалов во всех населенных пунктах РФ; обеспечение повсеместного государственного радиовещания с качеством, эквивалентным качеству стереофонического звучания CD-аудиозаписи или превосходящим его.
Среди практических задач, требующих решения в 2009–2015 гг., Концепция называет модернизацию инфраструктуры государственных сетей телерадиовещания, включая перевод их на цифровые технологии; обеспечение потребностей распределения телерадиоканалов спутниковым ресурсом; обеспечение возможности повсеместного регионального цифрового вещания; развитие сетей радиовещания; развитие новых видов телевизионного вещания, в том числе ТВ высокой четкости, мобильного и с элементами интерактивности.
Как известно, общий объем финансирования мероприятий запланирован в сумме 122,445 млрд руб. в ценах соответствующих лет, при этом предельный (прогнозный) объем финансирования за счет федерального бюджета составляет 76,366 млрд руб. Эти средства в первую очередь будут направляться на модернизацию инфраструктуры и строительство наземной сети цифрового вещания государственного оператора связи, развитие цифрового наземного радиовещания, создание многофункциональных спутников и др. Остальные средства исполнители Программы привлекают из собственных бюджетов и внебюджетных источников. Приобретение абонентских телевизионных приставок для приема эфирных цифровых телеканалов и комплекты индивидуального приема каналов спутникового непосредственного телевещания возлагается на население.
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2009 № 549 объявлено о создании федерального сетевого оператора в целях обеспечения единства технологического управления и оказания услуг в сфере навигационной деятельности для федеральных государственных и иных нужд. Федеральным сетевым оператором назначено ОАО «Навигационно-информационные системы» (Москва). В числе основных функций компании – оказание услуг федеральным органам исполнительной власти, а также юридическим и физическим лицам по разработке, внедрению, сервисному и информационному обслуживанию аппаратно-программных средств, организации обучения персонала потребителей, использующих спутниковые навигационные технологии; осуществление взаимодействия с ведомственными, региональными и иными сетевыми операторами в сфере навигационной деятельности с целью обеспечения единства технологического управления при внедрении и использовании системы ГЛОНАСС и др.
В октябре 2009 г. в развитие одобренной Правительством РФ еще в прошлом году Концепции формирования в РФ электронного правительства до 2010 г. единственным исполнителем работ по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства – единым национальным оператором инфраструктуры электронного правительства определен «Ростелеком». Думаю, что выбор обусловлен высокой значимостью в масштабах страны сети связи и услуг, предоставляемых данным оператором, и накопленным им опытом реализации крупных проектов в сфере телекоммуникаций.
Новое в отраслевом регулировании
До рекордных показателей, достигнутых в 2005 и 2006 гг. по количеству и важности принятых нормативных актов, в 2009 г. дотянуться явно не удалось, но совсем без подарков отрасль не осталась.
Так, прибавилось актов, направленных на регулирование порядка применения телекоммуникационного оборудования, в частности абонентских цифровых концентраторов, оборудования транзитных, оконечно-транзитных и оконечных узлов связи, оборудования систем коммутации телеграфных сообщений, оборудования для предоставления услуг внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи с помощью телефонистов и др.
С принятием постановления Правительства РФ от 25.06.2009 № 532 незначительно, но все же обновились некоторые позиции в Перечне средств связи, подлежащих обязательной сертификации.
Меньше повезло отношениям, попадающим в сферу государственного регулирования. Вопреки развернувшимся общественным дискуссиям о приоритетных моделях развития отечественного телекома, пока не удалось обнаружить признаков либерализации деятельности в области оказания услуг связи и хотя бы частичного разрушения административных барьеров.
В надзоре опять перемены
Уходящий год не стал исключением в перманентном процессе реформирования отраслевого надзорного органа. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 утверждено новое Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Предшествующие аналогичные акты, принятые за последние годы, не отличались продолжительностью срока действия, поэтому я воздержусь от прогнозов в отношении судьбы нового Положения.
Роскомнадзору добавлены полномочия федерального органа исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных. В расширение прежних полномочий он осуществляет лицензирование деятельности, а также контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований по изготовлению экземпляров программ для электронных вычислительных машин (ЭВМ) и баз данных на любых видах носителей (за исключением случаев, когда указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора) в соответствии с законодательством РФ. Роскомнадзору поручен контроль за соблюдением требований обязательной сертификации или декларирования соответствия информационных технологий, предназначенных для обработки государственного банка данных о детях, которые остались без попечения родителей. Кроме того, на него возложены ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных, и некоторые иные полномочия.
Знаковым моментом явилось упразднение одной из давних и важнейших функций надзорного органа – выдачи разрешений на эксплуатацию сетей (сооружений связи). По всей видимости, приказу Мининформсвязи от 09.09.2002 № 113 «Об утверждении Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи» в ближайшее время суждено уйти в историю, поэтому отсутствие в новом постановлении о Роскомнадзоре вышеуказанного полномочия представляется неслучайным.
Однако к моменту подготовки настоящей статьи так и не произошло полного отказа от процедуры ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденной приказом Мининформсвязи РФ от 09.09.2002 № 113, в пользу регистрации сетей электросвязи, требуемой Федеральным законом «О связи». Уже утверждены требования к системному проекту сети связи, правила проведения экспертизы системного проекта сети связи. Ожидалось скорое появление последних из необходимых для осуществления регистрации нормативных документов – о порядке регистрации сетей связи, а также правил аккредитации лиц, осуществляющих экспертизу системных проектов сетей связи. Но все неожиданно застопорилось и телеком-сообщество оказалось в подвешенном состоянии. Жить по Приказу № 113? Забыть про него, разрабатывать системный проект и готовиться к регистрации сетей связи? А что, если регистрацию отложат? Ясно, что нужно что-то делать, но что именно?
На сегодняшний день однозначного ответа на перечисленные вопросы нет. До тех пор, пока регулирующий орган не объявит свою позицию, любое из предлагаемых решений уязвимо и неизбежно будет расходиться с одним из требований законодательства, т.е. окажется неправомерным. Остается только ждать и надеяться, что грядущий год принесет столь нужное связистам решение и обеспечит выход из затянувшейся юридической неопределенности. икс
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!