Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
![]() |
22 октября 2009 |
Владимир Рыбаков («Стинс Коман»): "Плюсы" появляются только в том случае, когда продукт приносит пользу людям и государству"
Оказывается, при всей привлекательности госпроектов, "минусов" в работе с ними гораздо больше, чем "плюсов"… Читайте полную версию Дискуссионного клуба темы номера "ИКС" №10 2009, "ИКТ для государства. Государство для ИКТ". Часть 4.
"ИКС": Каковы позитивные и негативные стороны работы с госзаказчиками и участия в национальных, ведомственных и региональных проектах?![](/data/919/999/1236/Lobanov.jpg)
![](/data/917/999/1236/Stepanov.jpg)
Александр Степанов, директор по маркетингу ОАО «РТКомм.РУ»: К негативным особенностям государственных заказчиков нужно отнести следующие факторы: Методика и система принятия решений – очень долгий и мучительный процесс. Во-первых, с точки зрения планирования – финансовые и технологические планы составляются более чем за год, что не всегда позволяет государственным заказчикам соответствовать актуальным потребностям работы их организации. Во-вторых, с точки зрения, длительности этапа согласования планов и периода проведения тендерных мероприятий (согласно ФЗ-94). Трудности при реализации проектов. В региональных подразделениях государственных органов не всегда хватает грамотных технических специалистов, что резко тормозит процесс имплементации. РТКОММ порой решает абсолютно не свойственные задачи настройки и администрирования существующих локальных сетей, компьютерного оборудования и др. Высокая текучесть кадров в информационных подразделениях госзаказчиков. При внедрении инновационных проектов технические специалисты государственного заказчика повышают квалификацию и становятся востребованы в коммерческих структурах. Соответственно, РТКОММ сталкивается с необходимостью разъяснения новым сотрудникам заказчика сути проекта, что требует значительного отвлечения сил компании и тормозит текущую работу над проектом.К положительным сторонам работы над государственным проектами следует отнести:
1. Масштабность проектов, которая требует применения специальных архитектурных сетевых решений, слаженности работы всего коллектива оператора.
2. Получение разностороннего и разнообразного опыта при реализации интеграционных проектов, что ведёт к повышению и расширению квалификации сотрудников оператора. Нашим заказчикам всегда предоставляются комплексные услуги и проекты.
3. Решение в ходе проектов социально-значимых задач, что ведёт к объединению коллектива, к осознанию причастности к выполнению реально-нужных обычным людям проектов.
Кроме того, работа с государственными заказчиками накладывает специальные требования на работу самого оператора связи:
1. Для юридически грамотного взаимодействия с государственными заказчиками необходимо содержать в штате компании специальное подразделение, специалисты которого должны досконально знать требования Федерального Закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
2. Для соответствия требованиям по качеству предоставляемых услуг связи необходима работы отдельного подразделения сервис-менеджеров, а также создание специальных веб-порталов, на которых в режиме реального времени предоставляются данные системы мониторинга и, естественно, стабильная и круглосуточная работа высококвалифицированных специалистов службы поддержки.
3. Для соответствия требованиям по техническому обеспечению необходимо иметь большой штат квалифицированных инженеров, обеспечивающих бесперебойную работу сетевой инфраструктуры, а также специалистов по самым современным технологическим решениям, т.к. государственным заказчикам необходимы инновационные и комплексные услуги, а не просто предоставление каналов связи.
![](/data/827/999/1236/Рыбаков.jpg)
Владимир Рыбаков, заместитель Генерального директора ЗАО «Стинс Коман»: "плюсы" - возможность реализации крупных проектов федерального масштаба, "минусы" - превалирование простых поставок «железа» над интеллектуальными разработками. Плюсы появляются только в том случае, когда продукт, разработанный и внедренный за федеральные деньги, приносит пользу людям и государству.И если разработка пылится в чьем-нибудь ящике, то к плюсам отнести это нельзя.Основным минусом, пожалуй, является непрестижность функциональных интеллектуальных разработок, работа над которыми занимает продолжительное время и требует больших человеческих ресурсов и высокой квалификации специалистов. Зачастую непрозрачность тендеров порождает такое явление, когда побеждает не интеллект, не серьезные функциональные разработки, а побеждают люди, которые предлагают меньшие деньги. Дело в том, что при проведении тендера на разработки заказчик должен настолько профессионально и досконально разбираться в деталях, чтобы суметь отличить «зерна от плевел» и оценить что маленькие деньги – это не всегда лучшее решение для задач национального масштаба.
![](/data/825/999/1236/romanov.jpg)
Михаил Романов, директор по развитию бизнеса в России, СНГ и странах Балтии компании Stonesoft: Жесткое регулирование оказывает свой негативный эффект на адаптивность и функциональность современных информационных систем государственных организаций и предприятий, существенно снижая спектр технологий, которые могут быть использованы. Кроме того, многие организации государтсвенного сектора делают свой выбор в пользу того или иного продукта не в силу его функциональности, сертифицированности, удобства в работе или даже цены, а в силу привычки, консерватизма, не принимая во внимание развитие информационных технологий, появления новых видов угроз и тому подобного. Просто выбирается «наиболее сертифицированное» решение например, или самое дешевое решение, и его эксплуатационные и другие характеристики не принимаются в рассчет. Это как если бы делали тендеры на автомашины и всегда бы выбиралась ОКА, ну или Жигули. Однако тут выбор уже делается с учетом того, что еще и ездить нормально машина должна.
![](/data/831/999/1236/Кучер.jpg)
Варвара Кучер, директор BCC по развитию бизнеса с госсектором: "минусы" - жесткая конкуренция за госденьги, более низкая маржа интегратора, запаздывание финансирования у ряда госзаказчиков (деньги в основном приходят в 3-4 кв); требуется значительное время и ресурсы персонала на подготовку к участию в конкурсах и аукционах без гарантии получения заказов; жесткие условия госконтрактов, как правило, не подлежат изменениям, - к примеру, зачастую прописаны неравноправные штрафные санкции сторон."Плюсы" - гарантированное финансирование, значительные бюджеты, маштабные проекты, востребованность смежных направлений и услуг (обучение, консалтинг, портальные решения).
![](/data/829/999/1236/Федченко.jpg)
Владимир Федченко, руководитель группы по реализации услуг ООО "РуСат": "минусы" – уровень отработки тендерной
документации (ТЗ), относительно слабая подготовка ИТ специалистов (регионы).
![](/data/810/999/1236/Крамарь.jpg)
Александр Зеров, коммерческий директор компании «Альвис Плюс»: Среди "плюсов" мы выделяем, во-первых, интересные, масштабные проекты, требующие инновационных решений. Из этой особенности вытекает и тот факт, что решая сложные задачи по
![](/data/814/999/1236/Зеров.jpg)
![](/data/812/999/1236/Косогоров.jpg)
Николай Косогоров, заместитель генерального директора ГК «Сервис Плюс»:Сегодня главный минус, по крайне мере, для нас – это необходимость практически 100%-х инвестиций в проект со стороны подрядчика. Условия госзаказчиков ужесточаются, предоплата по контрактам стремится к нулю, отсрочки платежа составляют от 10 до 30 дней по факту завершения работ по контракту, а бывает и дольше. Таким образом, для активности на рынке госзаказов необходимо иметь достаточно собственных оборотных средств или иметь источники привлечения существенных кредитных ресурсов.
![](/data/315/999/1236/Сизоненко-смотрит-вправо.jpg)
Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК: Я бы не стал государственного заказчика как-то выделять на фоне других крупных заказчиков. Конечно, определенная специфика есть, но сегодня все они приблизительно одинаковы, поскольку работают в одинаковых экономических условиях, сформулированных государством.Если вспоминать лихие 90-е годы, то 98-99 г.г. мы потеряли деньги как на госзаказчиках, так и на коммерческих структурах.На ранних этапах формирования российского ИТ-рынка четко проявлялась одна важная особенность силовых ведомств как госзаказчика вычислительной техники. Эти организации требовали очень серьезной документации – и эксплуатационной, и подтверждающей заявленные возможности сборочного производства по выполнению спецтребований. Также серьезно они подходили и к процедуре приемки. Жесткость этих требований ни в какое сравнение не шла с практикой, сложившейся на открытом рынке того времени. И для компании-поставщика возникала дилемма: уходить с рынка таких госзаказов или по-взрослому выстраивать всю систему процессов проектирования, тестирования, производства, сдачи и сопровождения. Мы решили идти именно по этому пути, и прошли его до конца. И именно это подняло нашу технологическую дисциплину на совершенно новый уровень, с которого уже относительно просто было запускать направление разработки системообразующего программного обеспечения. Поэтому я считаю, что требовательность и неуступчивость силовиков стала «плюсом» для нашей компании.
![](/data/816/999/1236/Смирнов.jpg)
Дмитрий Смирнов, руководитель отдела по развитию бизнеса с государственным сектором компании "АйТи": К минусам можно отнести: финансовую ограниченность — выделение ИТ-бюджетов по остаточному принципу; медлительность бюджетного процесса и, как следствие, выделение средств на ИТ-проекты только во второй половине года — сжатые сроки реализации проектов, сложность проведения проектов продолжительностью более года; межведомственную несогласованность; частые кадровые перестановки внутри министерств (нередко новые команды начинают переделывать ИТ под свое видение ситуации, под свои пристрастия).
![](/data/846/999/1236/Анисимов.jpg)
Константин Анисимов, заместитель генерального директора компании «Микротест»: К основным плюсам работы с госзаказчиками можно отнести то, что реализуемые проекты, как правило, являются комплексными и масштабными, с большими объемами. Из минусов – это сложность финансирования. Зачастую ИТ-проекты финансируются частями, и не всегда есть средства на тот или иной проект. Поэтому иногда бывают задержки в оплате выполненной работы.
![](/data/844/999/1236/Макаров.jpg)
Илья Кузьмин, директор по продажам Amdocs CRM в России и странах СНГ: "плюсы" - опыт работы с госструктурами, большие объемы финансирования, сильный маркетинг на рынке, бюджетирование, долгосрочность проектов; "минусы" - бюрократичность, коррупция, политический и геополитический фактор.
![](/data/848/999/1236/Алексей-Луговой.jpg)
Алексей Луговой, директор департамента продаж в государственном секторе Optima: "плюс"- возможность долгосрочного стабильного сотрудничества
![](/data/854/999/1236/Гольдштейн.jpg)
Юлия Хлюстова, коммерческий директор компании «ПетерСтар»: расширение сотрудничества редко возможно - это "минус".
![](/data/852/999/1236/Khlustova.jpg)
Игорь Никулин, директор департамента информационных технологий компании КРОК: Я не совсем согласен с подобным делением на плюсы и минусы. Например, я, по своему опыту, не вижу такого риска, как непрозрачность тендера. Конечно, работа с государственными корпорациями гарантирует стабильную оплату, но при этом в долгосрочных проектах есть риск роста стоимости валюты, который может сильно повлиять на рентабельность. Престижность, конечно, имеет место быть. Но помимо этого проекты для
![](/data/766/999/1236/Никулин.jpg)
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!