Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 11 2007 | ![]() |
![]() |
05 ноября 2007 |
Правильно позиционировать услуги позиционирования
Каким видят рынок услуг навигации представители разных секторов рынка: вендоры, системные интеграторы, операторы связи, поставщики услуг автонавигации? Мнения высказываются самые противоположные.
Технология - это еще не сервис«ИКС»: В чем преимущества и недостатки двух основных технологий, на базе которых работают услуги LBS: спутниковой навигации и сотовой связи?

Предприятиям и ведомствам это неинтересно, поскольку они решают иные задачи и иными средствами, но включая и функцию GPS как одну из возможных. Ведь развитие этой услуги идет не от конечных пользователей, а совсем наоборот. Специальные технологии реплицируются на нашу повседневную жизнь.
А. МИТЬКИН, директор по ИТ компании «АМТ»: Преимущества спутниковой навигации: высокая точность позиционирования, глобальность покрытия территории. Недостатки: необходимость наличия спецустройств (приемников), дополнительных устройств передачи данных (мобильных устройств), высокая стоимость оборудования и ПО.
Преимущества сотовой связи: возможность использования типовых мобильных устройств сотовой связи, передача данных по транспортным сетям сотовой связи. Недостатки: низкая точность позиционирования, действие только на территории покрытия сотовой связи, высокая стоимость.
К. КОТЕЛЬНИКОВ, гендиректор «Рэйс ИТ»: Будущее - за тесной интеграцией двух навигационных систем, уже сейчас услуга активно развивается на базе A-GPS. Недостатки сотовой навигации очевидны: малая точность и ограниченная зона охвата.

«ИКС»: Насколько готова пользовательская среда к восприятию услуг позиционирования? Насколько они востребованы и коммерчески выгодны?
А. АЛЕКСЕЕВ, директор по маркетингу R-Style Computers: GPS-навигацией пользуются многие автомобилисты в Москве и Санкт-Петербурге. Практически у каждого производителя сотовых телефонов есть модели смартфонов с GPS-навигацией. Не говоря о том, что существует целая масса специализированных устройств, по приемлемым ценам. GPS-навигация сейчас стала доступна, и не только по деньгам.
В. АНДРЕЕВ: Не готова. Сервис мало востребован. Для массового рынка крайне невыгоден.
А. МИТЬКИН: Госструктуры готовы к восприятию данной услуги, но поставлены в зависимость от развития отечественной системы навигации. Требуются значительные средства, особенно когда речь идет о ГЛОНАСС. Коммерческие структуры не привязаны к отечественной системе, но из-за значительных затрат на приобретение навигационного оборудования в большинстве своем пока считают этот вид услуг коммерчески невыгодным.

М. ХАЖИНСКИЙ: Безусловно, готова, но именно услуг, а не набора разрозненных технологий. Мне кажется, нужно говорить о каждом сервисе отдельно. Коммерческая выгода - это во многом вопрос бизнес-модели и ведения проекта. Если говорить об общем потенциале, то российский рынок находится на начальной стадии развития рынка LBS.
Цены на карты отпугивают
«ИКС»: Вы удовлетворены состоянием картографической основы услуг позиционирования?
А. АЛЕКСЕЕВ: Нет, конечно. Карты есть практически для любого уголка России, но большинство из них без маршрутизации или маршрутизация неудовлетворительная. Например, в Московской области маршрутизация может завести на дачные участки или показать поворот на дорогу, которая проходит над вашей и не оборудована съездами. Конечно, хочется платить поменьше. Психологический барьер - 1000 руб. Как пример: Microsoft AutoRoutе с подробной картой США и Западной Европы стоит 1500 руб. Отечественные программы только для одного региона (Москва) стоят от 3000 руб. (Кроме бесплатной ГИС РУССА.) Понятно, что раньше число пользователей GPS в России было бесконечно малым и себестоимость единицы продукции была высока, сейчас же рынок GPS стал массовым, т.е., снизив цену, производители точно увеличат количество продаж за счет снижения числа нелегальных пользователей.
В. АНДРЕЕВ: Нет предела совершенству. Современные ГИС постоянно развиваются и никогда не достигнут определенной точки статичности. Спросите об этом у геодезистов и картографов, и они вам расскажут. Качество не устраивает, особенно по всей стране. Но эта отрасль должна жить, невзирая на формальные запреты со стороны государства, использующего риторику холодной войны.

К. КОТЕЛЬНИКОВ: На данный момент цены на картографическую продукцию отпугивают простых клиентов. Как правило, ее приобретают крупные компании, чтобы на базе данных карт предоставлять услуги своим клиентам. Конечно, все хотели бы использовать лицензированные карты, но цены...
М. ХАЖИНСКИЙ: Качественных картографических материалов на территорию за пределами Москвы и С.Петербурга просто нет. Особенно актуально отсутствие дорожных графов. Но проблема решается - просто на это нужно время, и сегодня ситуация значительно лучше, чем 2-3 года назад. Существует около десятка известных компаний, поставляющих картографию, однако стоимость сильно варьируется, и говорить о некой сложившейся ценовой модели преждевременно.
«ИКС»: С какими картами вы работаете, их точность, достоинства и недостатки? Вопросы лицензирования?

А. МИТЬКИН: Наша платформа может работать с разными картами, клиенты сами выбирают тип карты. В основном это карты «Навиком», Garmin MapSource, MapInfo. Это карты средней точности, они обеспечивают покрытие крупных городов.
«ИКС»: Мультисистемные приемники сегодня большая редкость, если не сказать раритет. И все же у наших читателей они есть . Поэтому наш вопрос: если вы пользуетесь ГЛОНАСС/GPS-навигатором, то какой фирмы?
А. АЛЕКСЕЕВ: GPS-навигатор JJConnect с записью маршрута и КПК iPAQ HP4700.
К. КОТЕЛЬНИКОВ: Сейчас только GPS-навигаторы. В качестве элементной базы для построения устройств собственной разработки.
А. МИТЬКИН: Мы пользуемся в основном GPS-навигаторами Garmin и HP. Клиентами используются различные специализированные терминалы, которые подбираются для наиболее оптимального решения.
М. ХАЖИНСКИЙ: TomTom
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!