Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 9 2005
В.И. БЛОХ  01 сентября 2005

В споре прошлого с будущим побеждает молодость: колледжу телекоммуникаций – 85

– Юрий Георгиевич, а нужны ли в III тысячелетии техники – «сержанты индустрии», как некогда назвал их журналист А. Аграновский?

– Выпускников колледжа можно смело повышать в звании. Они в определенной степени знакомы с теорией связи, умеют работать с отечественной и зарубежной аппаратурой, владеют иностранными языками, могут руководить работой смен на телевизионных, передающих и приемных центрах и нередко становятся выпускающими программ в телецентрах. Ставить на их место инженеров для хозяйства связи экономически невыгодно.

– Успеваете за прогрессом технологий? Ведь телекоммуникационное время сжимается с непостижимой скоростью.

– Интенсивный переход от аналоговых средств связи к цифровым приводит к неизбежному слиянию телевизионных, компьютерных и телекоммуникационных технологий. Это неизбежный спор прошлого с будущим. Первопричина его в том, что 65% средств связи пока базируется на аналоговых технологиях – как и обучение наших студентов. Впрочем, аналоговая техника тоже не стоит на месте, ее востребованность достаточно высока. Так, развивается стереофоническое вещание в диапазоне FM, которое по качеству пока превосходит цифровое.

– И как же разрешить противоречия между прошлым и будущим? Каких изменений требует процесс подготовки связистов, чтобы и от земли не оторваться, и от времени не отстать?

– Однозначного ответа у меня нет. Вопрос в первую очередь нужно адресовать отделу кадров и учебных заведений Федерального агентства связи. Можно предполагать, что аналоговая связь, где сегодня происходят большие изменения, будет существовать еще лет 10–15. Ламповые ТВ-передатчики повсеместно заменяются транзисторными, не дожидаясь цифровизации. Однако мы продолжим подготовку специалистов для работы с аналоговой техникой.

В то же время первые, опытные передачи цифрового ТВ требуют, чтобы при преподавании ряда предметов мы давали основы цифровой техники. В настоящий момент по специальности «многоканальные телекоммуникационные системы» предусмотрен курс «Цифровые системы передачи на линии», а по специальности «сети связи и системы коммуникации» – курс «Цифровые системы коммутации».

Особое внимание в учебном процессе мы уделяем подвижной радиосвязи (радиодоступу и сотовой связи).

Но для проведения лабораторных работ по этим специальностям необходима современная техническая база, а значит, дополнительные средства… Их у нас явно недостаточно.

– Скорость обновления учебных программ совпадает со скоростью развития техники связи?

Программы меняются раз в пять лет – этого мало. Сегодня каждый преподаватель, не получая скорректированной в соответствии с требованиями времени программы, сам решает вопрос, чему уделять больше внимания – расчетным работам по существующей технике или знакомству с новой, цифровой технологией.

– С учебниками тоже проблемы?

– Новых учебников для техникумов связи в последнее время выпускается меньше, чем по тем же специальностям для институтов. Поэтому преподавателям зачастую приходится ориентироваться на вузовские пособия. Это, конечно, создает дополнительные трудности для студентов.

Прежде учебники создавались строго по предмету (допустим, только по передатчикам или антеннам). Но развитие техники диктует иной, более широкий подход: они должны быть многопрофильными. Многопрофильность означает, что в учебнике, скажем, по РРЛ и ТРЛ обязательно содержатся сведения не только об аппаратуре и работе линий, но и по физике распространения дециметровых волн, используемых в этих диапазонах передачи. Этому требованию удовлетворяют, например, пособия и учебники для средних учебных заведений издательства «Радио и связь». Кроме того, учебники должны быть нацелены на развитие связи в будущем: учитывать, в частности, что аналоговую тропосферную связь заменит цифровая.

– А выпускники прошлых лет знают о ваших проблемах? Подставляют плечо своей альма матер?

– Вот лишь два примера. Е.А. Ильяич, с красным дипломом окончивший политехникум связи в 1964 г., ныне главный инженер Московского регионального центра ФГУП РТРС, передал колледжу снятые с эксплуатации в результате перехода на цифровую технику транзисторные возбудители и ретрансляторы телевизионных передатчиков вместе с измерительной стойкой. Выпускники этого года, работая над дипломными работами, переоборудовали их в лабораторные установки.

Аппаратуру от маломощной радиорелейной линии предоставил нам директор дирекции телекоммуникаций ВГТРК, выпускник Московского института связи Ю.П. Павлюк. Студенты-дипломники под руководством Л.М. Конторовича приспособили ее под лабораторные установки.

– Получив диплом, выпускники навсегда прощаются с колледжем?

– Нет, позанимавшись в группе повышенного уровня еще год, они к своей основной специальности могут добавить вторую – «техник с дополнительной подготовкой в области коммерческой деятельности». Кроме того, выпускники колледжа имеют право поступать в МТУСИ (на сокращенную форму обучения – 3 года и 10 месяцев) или на вечернее отделение в МИРЭА. Так что у «сержанта индустрии», при желании и усердии, есть все возможности дослужиться до лейтенанта, а там, как знать, и до маршала…


Три даты

1920 – создан Электротехникум народной связи для подготовки специалистов в области телеграфной и телефонной связи.

1921 – переименован в Политехникум связи имени В.Н. Подбельского.

1994 – техникум им. Подбельского стал Колледжем телекоммуникаций МТУСИ.



Доска почета

А.Б. Асеев – автор учебников, по которым учились, да и сейчас учатся, многие поколения связистов.

Б.П. Тимофеев – один из разработчиков отечественных передатчиков.

А.А. Магазаник – построил первую метеорную линию связи в стране.

Л.М. Конторович – 20 лет назад организовал лабораторию радиорелейных систем.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен