Rambler's Top100
Статьи
13 января 2009

Итоги года: экспертиза рынка

Подводя итоги уходящего года, редакция "ИКС" предложила участникам рынка высказать свое мнение относительно событий и тенденций, сопричастными которым они стали, как говорится, по определению. 

   Какое событие, произошедшее на телеком-рынке России в 2008 г., Вы выделили бы как наиболее яркое?

В. Лобанов, руководитель технического отдела ОАО "Скандинавский Дом" в г. Новосибирск:  Запуск сетей 3G в России.


А. Ханнанов, коммерческий директор ОАО «Скандинавский Дом»: Во-первых, запуск 3G сетей в режиме тестовой эксплуатации операторами «большой тройки». Сети 3G – это логичное развитие сетей второго поколения, поэтому процесс ввода продолжится в
2009 г., хотя и с меньшими темпами в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в России. Также одним из важных и позитивных событий является реструктуризация Министерства связи, в результате которой возникло Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. Считаю, данное событие сдвинет с мертвой точки процесс освобождения частот.


Третьим по значимости событием является запуск сети мобильного WiMAX в тестовую эксплуатацию. Если раньше все анонсированные проекты предполагали фиксированный вариант этой технологии, то с вводом стандарта 802.16e технология выходит на новый уровень развития.


Можно отметить еще одно важное событие – покупка компанией «Вымпелком» провайдера «ГолденТелеком». Операторы связи все больше и больше интегрируют свой бизнес и предоставляют полный комплекс услуг, от мобильной и фиксированной связи до предоставления широкополосного доступа Интернет.


А. РаскинА. Раскин, технический директор компании "Технотроникс": Наверное, не покажусь оригинальным, если скажу, что значимым явлением 2008 года для отрасли связи стал случившийся финансовый кризис. Пришло - по выражению мудрой восточной пословицы, - "время собирать камни", а по законам диалектики - время накопления количественных изменений, которые, будем надеяться, в некотором будущем станут фактором для нового качественного скачка, "перехода количества в качество".


Кризис стал причиной того, что долгосрочные проекты по строительству цифровых сетей, которые казались уже почти реальными, теперь отложены на неопределенно долгий срок. Кризис как бы очертил все, что было достигнуто операторами - да и всеми участниками рынка - на сегодняшний момент, и теперь придется работать с тем и на том, что было построено, не тратить все ресурсы на переоснащение парка имеющейся техники, а заботиться об эксплуатации новых и старых сетей, имеющегося оборудования.


Д. Комаров, вице-президент, директор департамента по работе с телекоммуникационным сектором компании «Би-Эй-Си»: Пожалуй, самым громким событием года стала покупка «Вымпелкомом» компании Голден Телеком" и пакета акций «Евросети». На российском рынке появляется совершенно новая бизнес-модель – интегрированного провайдера телеком-услуг. С другой стороны, это событие нельзя считать неожиданным. Мобильные операторы сегодня являются драйверами телекоммуникационного рынка. И если бы не вмешательство кризиса, в ближайшее время мы могли бы стать свидетелями масштабного выхода операторов мобильной связи на рынок услуг по предоставлению широкополосного доступа в интернет.
 


Разочарованием-2008  В. Лобанов назвал "начало продаж iPhone 3G в России", а Д. Комаров - затянувшиеся переговоры о разворачивании сети 3G в Москве.

  Как, на Ваш взгляд, отразится реорганизация профильного министерства на развитии ИКТ? 

В. Лобанов: Очередные сбои и задержки в получении лицензий и разрешений.


А. Раскин:
На рынке связи я работаю 15 лет, и, сравнивая со всем предыдущим опытом работы в других отраслях, могу сказать, что не знаю другой такой отрасли, где изменения происходят с такой частотой и регулярностью. Это, в принципе, понятно: никакая другая отрасль не идет так быстро в ногу с прогрессом.

Отвечая на ваш вопрос, хочу сказать, что реорганизация, на мой взгляд, должна пойти на пользу отрасли. Все мы понимаем, что реорганизация министерства, которое существовало в неизменном виде столько времени, должно коренным образом изменить взаимоотношения в отрасли, переставить акценты, заставить людей, занимающих ответственные посты, наладить новые связи, дать возможность заново проявить себя разным участникам рынка. Надеюсь, что эти изменения пойдут во благо.

  Какие компании вашего сектора деятельности и отрасли в целом, по Вашей оценке, наиболее активно развивались с точки зрения учета предпочтений клиента?  

В. Лобанов: Это  «Скартел» (WiMAX) и «Вымпелком» (3G)

  Каким компаниям вы присудили бы звание "Клиент-2008" как самым заботливым? 

В. Лобанов: МТС.

А. Раскин: Боюсь, в погоне за строительством новых сетей многие крупные операторы оставляли клиент-ориентированный сервис за горизонтом своего внимания. Многие стремились за счет ассортимента услуг компенсировать недостаточное внимание к клиенту в местах продаж и офисах. Возможно, сейчас, в новых экономических условиях, когда планы на выстраивание технологических преимуществ останутся у многих компаний нереализованными, у игроков телекоммуникационного рынка останутся время и ресурсы на то, чтобы отстроить систему сервиса и добиться звания "Клиент-2009". 

  Какие новые услуги и сервисы в 2008 г. оказались невостребованными, какие – набирают силу, и какие уже прочно утвердились в жизни большинства россиян на массовом рынке? 

В. Лобанов: Невостребованы WAP, голосовая почта. Набирают силу: высокоскоростной Интернет, мелодия на звонок, SMS.


К. Иванов, руководитель сервисной службы ЗАО "Линкс": Особо активно развивается технология 3G в сотовых сетях; пилотные зоны построены и функционируют, все больше и больше людей получают возможность пользоваться таким видом доступа, и этому всячески способствует развитие КПК/коммуникаторов. Производители сотовых телефонов/КПК постоянно радуют нас новинками с большим количеством новых функцией и поддерживаемых стандартов.  Быстрыми темпами развивается услуга Triple Play (по одному кабелю: Интернет, телефония, TV). Большая часть операторов  предлагает интегрированный пакет услуг для дома.


В технических требованиях тендеров общероссийского масштаба, в которых компания "Линкс" часто принимает участие, все чаще фигурирует требование иметь в распоряжении бесплатный (по всей территории России) телефон 8-800. Такую возможность мы организовали для заказчиков "Линкс" около года назад. Статистика показывает, что эта услуга востребована заказчиками. В
2008 г. возможности этой услуги все более расширялись, и распространились даже на некоторые зарубежные страны. Таким образом, услуга 8-800 теперь расширили границы применения и может быть предоставлена для заказчиков "Линкс" за пределами России, на территории СНГ.


А. Раскин: Ушли традиционные сервисы фиксированной связи - побудка, автоинформаторы, конференцсвязь. Они изящно вытесняются сервисами интернета и мобильной связи. Востребованными оказались услуги широкополосного доступа - и те телеком-компании, которые успели создать для этого техническую базу, в несомненном выигрыше. Интернет вообще достаточно высоко поднял планку предоставления информационных услуг - пользователю достаточно просто предоставлять связь, а остальное он получит сам. Конечно, прочно завоевали популярность услуги мобильной связи, и я считаю, что будущее мобильных услуг связано с предоставлением нового контента. Полагаю, что в будущем услуги развлекательного характера, рассчитанные на "юного абонента", все же дополнятся более серьезными, деловыми услугами, которые пока набирают силу: мобильный банк, охранные услуги и мониторинг объектов, мониторинг здоровья пациента, обучение и т.д. на базе GSM-оборудования. Я вижу перспективу именно в налаживании подобных "межведомственных" сервисов.

  Вы – абонент. Какими новыми коммуникационными услугами/сервисами Вы начали пользоваться в 2008 году? 

В. Лобанов:  MMS, высокоскоростной Интернет. Ожидаю увеличения скорости передачи данных.

 
  Ваш краткий прогноз развития ИКТ в 2009 г. 

А. Раскин: Думаю, операторы уже сегодня ощущают себя в условиях, когда наращивание технологической мощи на далекую перспективу окажется невыгодным и сложно реализуемым делом. А значит, в 2009 г. они будут ориентироваться только на те проекты, которые будут приносить быструю прибыль. Борьба за клиента перейдет из области технических преимуществ в область повышенного сервиса и программ лояльности. Как производители систем мониторинга, охраны объектов и оборудования сетей связи, думаем, что операторы будут вынуждены уделять повышенное внимание к проблемам эксплуатации своего оборудования и сетей. Классический пример: если раньше не было желания бороться с хищениями медного кабеля (была надежда, что медный кабель вот-вот весь заменят на оптику), то сейчас придется принять меры по его защите. Надеемся быть в этом полезными нашим заказчикам.

                                             
  Подготовила Лилия Павлова



 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!