Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
![]() |
Владимир ДРОЖЖИНОВ Александр ШТРИК | 15 декабря 2008 |
ИКТ как поддержка деятельности законодательной власти (статья)
Процесс информатизации органов законодательной власти скрыт от постороннего глаза. Законы и их прохождение через парламент – вот что важнее для общественности. Вместе с тем автоматизация законотворческой деятельности повышает ее качество и ускоряет утверждение законов. Об этом говорится в одном из последних исследований Организации Объединенных Наций.
ИКТ и инновации в органах законодательной власти
Как отмечено в исследовании ООН1, к ключевым характеристикам демократического парламента как представительского органа власти можно отнести следующие:
-
представительность, означающая социальное и политическое представление различных слоев граждан и гарантирующая предоставление равных возможностей и соблюдения интересов всех членов общества;
-
прозрачность, означающая полную открытость для населения через различные СМИ, а также прозрачность в отношении проведении различных видов бизнеса;
-
доступность, означающая наличие возможности простого вовлечения населения, включая всевозможные ассоциации и движения гражданского общества, к участию в работе парламента;
-
подотчетность, означающая, что члены парламента являются ответственными перед своим электоратом по выполненной ими работой в процессе исполнения своих служебных обязанностей, а также с позиции честности своего поведения;
-
эффективность (или результативность), означающая эффективную организацию бизнеса в соответствии с действующими демократическими ценностями, а также качественное выполнение своих парламентских законодательных и контрольных функций, позволяющими удовлетворять насущные потребности всего населения в целом.
Однако каждому парламенту следует сформировать ясное видение того, как эти технологии будут помогать в достижении конечных целей. При этом видение должно опираться на политические решения, принятые на самом верхнем уровне руководства. По существу видение должно стать комплексом регламентов, определяющих стратегическое планирование, программные ресурсы и виды действий. В контексте этого парламенты должны формировать свое видение исходя из следующих принципов:
-
– достижение прозрачности и открытости как для парламента в целом, так и для его структурных подразделений и каждого отдельного члена парламента;
-
– предоставление универсального доступа для любого гражданина вне зависимости от его личных ресурсов или возможностей;
-
– создание механизмов для повышения ответственности парламента и его членов перед своим электоратом;
-
– расширение диалога между парламентом и его членами с гражданами страны;
-
– обеспечение безопасности авторизованной информации и секретности персональной информации;
-
– поддержание эффективной и рентабельной работы парламента;
-
– участие в глобальном информационном обществе.
Успешная реализация ИКТ в парламенте зависит от нескольких ключевых факторов. Во-первых, это наличие группы участников парламентской деятельности, заинтересованных в этом процессе. Во-вторых, организационная структура должна способствовать совместной работе и сотрудничеству всех заинтересованных участников на всех уровнях. При этом важно, чтобы все они имели мотивацию к совместной работе и учитывали как общие интересы, так и специфические потребности. Наконец, в третьих, реализация ИКТ в парламенте требует стратегического планирования, использования формальных процедур управления проектом, а также развития архитектуры предприятия. Стратегическое планирование позволяет парламенту установить приоритеты и выделять ресурсы, основанные на этих приоритетах. Кроме того, реализация ИКТ -- это инвестиционный процесс, который требует адекватного финансирования и наличия персонала с соответствующим уровнем квалификации, как в сфере парламентской деятельности, так в области ИКТ.
Парламентские веб-сайты
Говорить о важной роли веб-сайтов в деятельности парламентов сегодня излишне. Веб-сайты обеспечивают доступ к ежедневной жизни парламента, они создают необходимые ресурсы для работы законодательных органов и членов, обеспечивают информационный доступ гражданам и связь парламентариев со своими избирателями. Информационное наполнение парламентских веб-сайтов включает историю, организацию, перечень процедур законодательного органа, информацию для посетителей, списки членов парламента, комитетов и административного персонала, а также способы и точки контакта с ними и много другой полезной информации. Многие веб-сайты также предоставляют информацию относительно текста и статуса законопроекта, перечень связей со связанными документами и т.д. Перечень возможностей парламентских веб-сайтов можно перечислять до бесконечности. Самое главное преимущество от появления веб-сайтов можно свести к тому, что к традиционным источникам связи – типа телефонных линий, радиовещания, телевидения, информационных офисов, открытых для общества, добавились электронные технологии в виде адресов веб-сайтов и электронной почты, позволяющих во многих случаях получить доступ к парламентской библиотеке. В этом контексте, парламентские веб-сайты становятся важной частью широкой стратегии улучшения связи со своими избирателями.
Можно выделить несколько факторов, принципиально важных для организации деятельности именно парламентских веб-сайтов.
Точность. Документы правильны по содержании и представлению; имеются процедуры или средства для идентификации и исправления ошибок; исправление ошибок осуществляется оперативно.
Своевременность. Документы оперативно доступны для посетителей, причем, в первую очередь для членов парламента; при этом требования точности и своевременности не должны конкурировать друг с другом.
Законченность (полнота). От представленного на сайте документа или законопроекта пользователи могут получить полное понимание, обратившись только в одну точку входа на веб-сайт.
Ясность. Обеспечено объяснение содержания документа, если он подготовлен в формате использования строгого юридического языка; то же относится к объяснению описываемых законодательных действий.
Воздействие. Любой представленный документ обеспечивает понимание возможного воздействия предлагаемого законопроекта; понятна сфера применения документа и решаемая проблема; понятно каковы все "за" и "против" данного законопроекта; ясно каким образом представленный законопроект затрагивает существующий закон.
Удобство использования. Веб-сайт понятен пользователям; существуют средства для проверки этого; предусмотрены специальные меры для обеспечения доступа людям, имеющим те или иные физические ограничения.
Некоторые парламенты поддерживают единый веб-сайт, на котором размещается информация и для членов и аппарата парламента и для граждан. В других случаях поддерживаются два веб-сайта или два различных представления одного веб-сайта: один для персонала и членов парламента, а другой для общего доступа граждан. Решение этого вопроса является прерогативой самого парламента и в основном оно зависит от того насколько веб-сайт, используемый членами парламента, должен обеспечить доступ к конфиденциальной информации для широкого круга посетителей.
* * *
По результатам проведенного исследования эксперты ООН сформулировали ряд управленческих, технических и организационных рекомендаций. В частности, в области использования Интернет и веб-сайтов, для повышения эффективности работы парламентов во всех странах мира признано целесообразным:
-
создание официальных, доступных веб-сайтов, которые имеют исчерпывающие связи с другими аналогичными сайтами и которые точно и своевременно предоставляют полный и понятный обзор парламентской деятельности, предлагают различные форматы и каналы доступа, а также содержат полный комплекс материалов организационного и законодательного характера;
-
принятие открытых стандартов и их применение для всех законодательных документов, предназначенных для облегчения более широкого доступа граждан, для создания всеобъемлющих информационных ресурсов в сфере законодательной деятельности, для совместного использования их другими пользователями, для интеграции информации и документов как на внутреннем, так и на внешнем уровне и для учреждения постоянно действующего цифрового архива;
-
разработка общих руководств для создания веб-сайтов парламентов, парламентских комитетов и отдельных членов парламента, главной задачей которых должно быть повышение и улучшение прозрачности, а также предоставление более эффективных средств для доступа к парламентской информации;
-
продолжение исследования возможностей использования ИКТ для расширения участия граждан и гражданского общества в деятельности органов власти, проведение оценок полезности этих возможностей, а также принятие и внедрение тех из них, которые признаны наиболее эффективными и полезными для поддержки плодотворного взаимодействия между парламентом и общественностью.
1The World e-Parliament Report 2008. - United Nations Department of Economic and Social Affairs, Inter-Parliamentary Union, Global Center for ICT in Parliament. – UNITED NATION, 2008.