Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 12 2008 | ![]() |
![]() |
Лилия ПАВЛОВА | 09 декабря 2008 |
Где сидит фазан?
Об этом желает знать каждый охотник, и операторы, ведущие вечную работу по привлечению и удержанию абонентов, осваивают «фазаньи места», все дальше удаляясь от столичной – освоенной и поделенной – территории.
Охотничий сезон-2008 в цифрах
По-прежнему больше половины доходов от услуг связи операторы получают от населения (в 2007 г. – 54%, в 2008 г. – 53,2%). И хотя народ все больше платит за доступ в Интернет, за платное ТВ (рис. 2), сотовая связь продолжает лидировать с большим отрывом, наращивая единицы процентов в «частном секторе» (хотя и теряет десятые доли в общей структуре рынка).
Реальная виртуальность в регионах
Еще пару лет назад «страшно далеки от народа» были услуги ШПД, развитие которых главным образом происходило в столице (насыщения московский рынок достиг в 2008 г.: по данным «iKS-Консалтинг», уже во II квартале этого года абонентская база домашнего широкополосного доступа в Москве составила 2 млн, уровень проникновения – 50%, а до конца года число зарегистрированных пользователей, по прогнозам «iKS-Консалтинг», достигнет 2,7 млн).

Характерно, что по подключениям совокупная доля регионов увеличилась с 49% в прошлом году до 60% в первом полугодии текущего года и, по прогнозам J&P, составит 70% по итогам 2008 г.
В регионах рост количества частных интернет-пользователей происходит в основном за счет МРК, которым принадлежит от 50 до 85% этого сегмента рынка. В своих отчетах за 9 месяцев 2008 г. практически все МРК отметили удвоение числа абонентов ШПД, что в свою очередь привело к увеличению доходов компаний от этой услуги как минимум в полтора раза (таблица), а в структуре выручки компаний доля ШПД составляет 15–20%.
Характерно, что все МРК, под влиянием кризиса скорректировавшие программы своего развития на ближайшие годы, «затянули пояса» в части цифровизации своих сетей, но не изменили инвестиционных планов по развитию ШПД, что и логично: ШПД, по данным «УРАЛСИБ Кэпитал», обеспечивает 70–100% прироста выручки МРК.

Соответственно, инвестиции крупнейших игроков рынка были направлены на освоение широкой полосы. По предварительным оценкам ряда экспертов, объем инвестиций в основной капитал российской телекоммуникационной отрасли вырос на 17% по сравнению с 2007 г. и составил порядка 250 млрд руб., или $10 млрд, причем около $3 млрд вложили сотовые операторы «большой тройки» (в том числе на сети 3G). В 2009 г., по прогнозам аналитиков, объемы инвестиций, с учетом влияния кризисных факторов, увеличатся на 5–7% и составят 270–290 млрд руб.
Платное ТВ получило первый миллиард
Е

Набирает обороты и спутниковое ТВ: с прошлого года к «НТВ-Плюс», работающему в узком премиальном сегменте, добавилось два оператора, предложивших цены «эконом-класса», – «Триколор ТВ» и «Орион Экспресс». Уже в середине 2008 г. «Триколор ТВ» сообщил о 2,2 млн подключений (см. «ИКС» № 9’2008, с. 36–66).
Спутниковая связь: pro et contra

С другой стороны, как отмечают другие эксперты, против спутниковой связи играет объективный и поэтому очень сильный игрок: требования к полосе пропускания и качеству каналов связи становятся все более жесткими, и обеспечить их спутниковые системы не способны в принципе. Поэтому услуги спутниковой связи оказываются «на задворках» телекома, выполняя роль скорее «страховочного троса» на случай перерыва в предоставлении услуг операторами фиксированной связи.
Сотовая связь, всенародная и… снова элитная?
П

В то же время с запуском сетей 3G в 20 регионах России операторы «большой тройки» выходят на новый виток борьбы за высокодоходных абонентов. По оценке экспертов, ARPU услуг 3G будет на 70% выше ARPU от абонентов сетей GSM/GPRS/EDGE. Однако сегодня, как отмечает Т. Менькова, 3G в большинстве городов просто нет, даже в крупных региональных центрах речь, как правило, идет о наличии только тестовых зон. По ее мнению, низкие темпы внедрения услуг 3-го поколения на рынке сотовой связи связаны, в частности, с проблемами в сфере конверсии частот. Насколько массовыми станут услуги на базе 3G? Мнения расходятся. Одни аналитики сомневаются, что услуги 3G в ближайшем будущем пойдут в массы, поскольку категория абонентов, имеющих телефоны или модемы 3G, сегодня в России еще очень немногочисленна. Однако К. Иванов («Линкс») уверен, что быстрому проникновению 3G будет способствовать развитие КПК/коммуникаторов: «производители сотовых телефонов/КПК постоянно радуют нас новинками с большим количеством новых функций и поддерживаемых стандартов – и все больше абонентов хотят купить такой терминал и воспользоваться такими услугами».
Кто ж не мечтает о монополии? На абонента

Оглядываясь на события уходящего года, можно вспомнить, что крупные козыри выложили: сотовые операторы «большой тройки», запустившие сети 3G более чем в 20 регионах России (а вот Москва в силу известных частотных причин оказалась на периферии этих событий); АФК «Система», двинувшая «Комстар-ОТС» в 67 регионов России с напутствием развивать там ШПД; ТТК, начавший строить сети ШПД в 47 регионах; «большая пятерка» операторов платного ТВ, предлагающая телевидение в пакете с доступом в Интернет; МРК, удвоившие за год свои абонентские базы ШПД; наконец, «ВымпелКом», купивший «Голдена»…
Что касается процессов слияний и поглощений в отрасли, которые в 2007 г., казалось, достигли пика и сформировали в каждом сегменте рынка свои «большие тройки» или «большие пятерки», то год 2008-й повернул M&A совершенно новой гранью – вертикальной интеграции. Сделкой года признал рынок покупку «ВымпелКомом» 90% обыкновенных акций «Голден Телекома». В феврале 2008 г. эта сделка на $4,3 млрд была завершена. В результате на российском рынке появился невиданный доселе трансформер, или, как его назвал один из наших экспертов, «универсальный мегаоператор».




Планы «Ростелекома» идут и дальше: компания планирует выйти на рынки ШПД за пределами России, в первую очередь в странах СНГ. «Ростелеком» будет действовать на этих рынках, используя две модели – оптовую и розничную, для корпоративных клиентов и для массового сегмента. По словам К. Солодухина, участие в приватизации национальных операторов связи на территории стран СНГ позволит «Ростелекому» укрепить транзитные отношения с этими операторами и выйти на розничные рынки этих стран с предложениями сервисов, которые компания будет предлагать и в РФ.
В стратегии, утвержденной в конце октября 2008 г. советом директоров ОАО «Ростелеком», на программу M&A отведено порядка $1,5 млрд (30–46,7 млрд руб.). Капзатраты на этот период заложены на уровне 36 млрд руб.
И все же не окажется ли универсальный «Ростелеком» конкурентом универсальных же МРК в тех самых 35 «целевых» городах?.. Отвечая на этот вопрос, гендиректор ОАО «Связьинвест» А. Киселев сообщил, что «все может свестись к объединению МРК и «Ростелекома» в единую операторскую компанию». Более того, это, оказывается, один из главных сценариев, который разрабатывается сейчас в рамках стратегии «Связьинвеста». Ее проект предполагается представить на обсуждение совета директоров холдинга уже до конца этого года (впрочем, не исключено, что «процесс может затянуться и до I квартала 2009 г.»).
Вот такой предновогодний универсальный фейерверк.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!