Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2008
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  11 ноября 2008

Георгий ГЕНС: «Каждый день – как подарок»

Георгий ГЕНС не приемлет категоричности: на вопросы типа «что вкуснее – яблоко или апельсин», «что главнее – работа или семья» – однозначных ответов у него быть не может. Исключить из собственной шкалы ценностей что-то одно, считает он, значит разрушить все остальное.

 Досье «ИКС»

Генс Георгий Владимирович, президент группы компаний ЛАНИТ, родился 5 октября 1954 г. в Москве. В 1976 г. окончил экономический факультет МГУ по специальности «экономическая кибернетика». Кандидат экономических наук, автор более 60 публикаций. Во Всесоюзном НИИ автоматизации в непромышленной сфере (ВНИИНС) прошел путь от младшего научного сотрудника до завотделом экспертных систем. В 1989 г. создал ЛАНИТ. В Высшей школе экономики возглавляет базовую кафедру компании ЛАНИТ «Управление эффективностью бизнеса». Академик Международной академии информатизации.

Георгий ГенсГены

Георгий Генс – коренной москвич, его отец вырос на Арбате, мама – на Сивцевом Вражке. Говорят, что у настоящего интеллигента должно быть три высших образования: у деда, у отца и у него самого. Все дедушки и бабушки Генса имели высшее образование, один дед был профессором.

– Открытость, внутренняя свобода – это изначально было в вас заложено или пришло с возрастом, положением?

– Изначально и, скорее всего, благодаря родителям. Когда я родился, семья жила на Сивцевом Вражке. Из старшего поколения я застал только деда по отцовской линии. Волшебных персонажей его сказок помню до сих пор. В четыре года я освоил преферанс, стоя за его спиной, когда он играл с друзьями.

Отец окончил Финансовый институт, работал в Госстрахе, в Минфине, участвовал в создании Совета по туризму и экскурсиям. Эта мощнейшая индустрия, включавшая систему турбаз, экскурсионного обслуживания, была социальной системой, однако еще и развивалась – на свои деньги. В последние годы, к сожалению, структура была разрушена. У отца много друзей – это у нас наследственное.

Мама – выпускница физфака МГУ, работала в лаборатории ядерной физики Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина. Сейчас родители, естественно, на пенсии.

С женой Татьяной начали общаться только на 5-м курсе университета, хотя учились в параллельных группах. Тогда же и поженились. Татьяна была одной из лучших студенток курса. Сразу после института пошла работать в Центральный экономико-математический институт Академии наук, где и защитила диссертацию.

Филипп Генс и Елена ГенсУ нас уже взрослые дети. Сыну Филиппу 29 лет, работает со мной, ведет крупный проект в компании. В 15 лет он уехал в Англию, закончил там школу, проучился три года в Бирмингемском университете, где получил степень бакалавра права. Начинал в ЛАНИТе, а когда возникла потребность поработать где-то еще, уехал в Волгоград – на тракторном заводе работал заместителем гендиректора по экспорту. Потом ушел в «Дуглас Консалтинг», где занимался доведением проектов до стадии продаж и тиражирования. В «Уралсибе» был вице-президентом по корпоративным клиентам. У Батуриной поработал в инвестиционном фонде. И вернулся ко мне.

Дочь Елена окончила филологический факультет МГУ, отделение теоретической и прикладной лингвистики. Будучи еще студенткой, стала мастером спорта международного класса по конкуру. Но если для нее верховая езда – профессиональный спорт, в котором она достигла немалых успехов, то для меня это просто возможность покататься по лесу в красивом месте.

Думаю, я сильно повлиял и продолжаю влиять на детей. Мы по-прежнему проводим много времени вместе. Но и они влияют на меня. Благодаря этому, надеюсь, я продолжаю меняться.

Экстрим

Первый раз мы общались с Георгием Владимировичем «вживую» на открытии в ЛАНИТе экспозиции доминиканского художника Луиса Муньоса, картины которого поразили его жизненным оптимизмом и яркими красками.

– Самое красивое место на земле?

– Не могу сказать, что мне нравится что-то одно. Если б нашлось такое место, я бы, наверное, туда и уехал. Вот, например, красивейшие острова в мире, по-моему, Британские Виргинские.

Мне нравится моя страна. Природа у нас замечательная. Чего не скажешь о многом из того, что построено руками людей. Петропавловск-Камчатский – потрясающие места, но город отвратительный по архитектуре. Насколько же люди не думали о том, как сделать его красивым, чтобы он продолжал органично жить среди уникальной природы. Причем это не так дорого и не так трудно. Готовность принимать обшарпанные дома, обшарпанную жизнь – вот что неприятно.

Я много езжу по России. Был на Камчатке, на Байкале. В студенческие годы строил дом в Магаданской области: Ягодинский район, поселок Горького, прииск Туманный. Самый край земли – дальше, по-моему, не ссылали. Работал под Певеком: этот город романтиков и ромашек – самый северный в нашей стране.

Путешествую всю жизнь. Научился управлять яхтой, когда первый раз пошел под парусом из Днепропетровска в Одессу. Это была авантюра на все сто процентов, завершившаяся, к счастью, благополучно. Серьезно заниматься яхтингом начал в 1984 г., во ВНИИНСе, где тогда работал. Наша команда (я был капитаном) участвовала в регатах, занимала призовые места, а я стал кандидатом в мастера спорта. Активное парусное прошлое благополучно закончилось в 90-м году, когда работы стало невпроворот.

Как-то приятель сказал мне, что в Мячково замечательно можно учиться летать. Мы туда приехали, я познакомился с очень симпатичными людьми. Попробовал – понравилось. Як-18Т, потом L-410, еще какие-то самолеты – учился с большим удовольствием. Но у нас заниматься этим все-таки сложно. Чтобы поддерживать форму, надо летать хотя бы 3 часа в месяц.

Хотел бы еще освоить вертолет, но до конца это дело не довел, даже лицензию не получил. С удовольствием занимался бы верховой ездой – даже форма лежит в машине в багажнике, на всякий случай.

Я всегда много работал – больше всего, наверное, с 1990 по 2004 год, а совсем тяжело было с 1989 по 1996-й. Сейчас свободного времени вроде как побольше, но все равно не хватает.

Идеи

В 2003 г. президент группы компаний ЛАНИТ стал первым в России обладателем международного сертификата по управлению проектами категории А – самой высокой.

– А книги когда успеваете писать?

– Я не пишу…

– Пишете. Видела на «Озоне»: «под редакцией Г. Генса».

– Ну, это занимает не так много времени. Последние из серьезных статей, написанных собственной рукой, я опубликовал, наверное, году в 1986-м. Потом просто было не до того. Мне проще выдавать идеи – если из этого что-то получается, замечательно.

– А как рождаются идеи?

– Как и все остальное. У меня работа такая: я заточен на то, чтобы находить какие-то решения. Кто-то натренирован на то, чтобы гениально прыгать с шестом, – как Исинбаева, например.

– Что труднее: управлять проектами, самим собой, другими людьми?

– Проектами, понятно, управлять легче. Впрочем, проекты, люди – одно и то же, потому что проекты, как правило, – это люди, которые должны получить результат. Если говорить об управлении людьми в плане создания компании, управлении коллективом, то это тот же проект.

Что касается управления самим собой, умения вводить самоограничения, то это наверняка возможно, но сложно. Если в случае управления проектами есть четкая необходимость достичь какого-то результата, то при ограничении себя, например, в питании она не столь очевидна. С собой труднее: всегда можно объяснить самому себе, что можно обойтись и без этого.

Философия

Очередная встреча с Георгием Владимировичем состоялась накануне его дня рождения.

– Каких подарков ждете?

– Сейчас кризис, поэтому хочется, чтобы было поменьше плохих известий. Нужны новости о том, что делается все, чтобы этот кризис предотвратить или как минимум сгладить. Пока, к сожалению, их нет.

А самый смешной подарок на день рождения мне преподнесли четыре года назад – такой ушастый, очень симпатичный запорожец. На этой приведенной в идеальное состояние машине я с большим удовольствием ездил несколько дней. Одна была проблема – даже поздно вечером постоянно попадал в пробку: вокруг меня собирался народ, чтобы посмотреть на это чудо советского автопрома. С запорожца, кстати, началась моя карьера автолюбителя.

Я из поколения родившихся в 50-е, которое прошло через несколько эпох. В каждой из них было и плохое, и хорошее. И умение не зацикливаться на плохом, видеть хорошее и стараться это хорошее вокруг себя распространять, наверно, и есть то самое важное качество, которое помогает в жизни: все, что нас не убивает, делает нас сильнее, как сказал Ницше. Без такого отношения к жизни ничего серьезного сделать нельзя.

В 40 лет я для себя решил: каждый следующий день – это большой подарок. Жизнь состоялась. Дети рождены. В бизнесе чего-то достиг. Плохого никому не делал, многим помог. Есть друзья – да много чего есть…

И если новый день для тебя подарок – тогда и приходит успех.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен