Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 6 2008 | ![]() |
![]() |
Елена КРЫЛОВА  | 08 сентября 2008 |
Музыка, попавшая в сети (статья)
Продажи музыкальных записей через сети связи лет через пять обгонят офлайновые продажи. Ожесточенная конкурентная борьба непрерывно меняет контуры этого быстро растущего рынка. Как и у кого мы будем приобретать музыку в будущем?
![Е. Крылова](/data/150/783/1236/KrilovaE.jpg)
Однако звукозаписывающая индустрия переживает нелегкие времена. Объемы продаж музыкальных записей в Европе растут весьма незначительно, а в США начиная с 1999 г. сокращаются на 1–6% ежегодно. Причина – распространение широкополосного Интернета и цифровой дистрибуции. Сегодня музыка – один из наиболее пострадавших от цифровой конкуренции сегментов. Рост онлайновых продаж музыки (в 2006 г. их доля составила более 16%, а к 2012 г., по прогнозам, превысит 50%) не компенсирует спада на рынке физических носителей (CD- и DVD-дисков) (рис. 1). С чем это связано?
Во-первых, в Сети существует огромное количество пиратских ресурсов, предлагающих музыку бесплатно или по более низкой цене, чем интернет-магазины, продающие музыку по договорам с правообладателями. Не желая терять доходы, лейблы и артисты активно защищают свои права в судах различных инстанций. Только в 2005 г. правообладатели подали 17 тыс. исков против частных лиц, и по 3,9 тыс. из них был вынесен обвинительный приговор (подобные процессы уже получили название «Звукозаписывающая индустрия против народа»). Но это не останавливает пиратов. По данным IFPI, в 2007 г. в мире нелегально были проданы десятки миллиардов треков. Соотношение легальных и пиратских продаж – 1:20.
Во-вторых, скопированный продукт по качеству ничем не отличается от оригинала, поэтому обмен музыкальными треками между пользователями, в том числе через файлообменные сети, приобрел огромные масштабы. Чтобы прекратить его, правообладатели предприняли попытку защищать файлы от незаконного копирования с помощью ПО для управления цифровыми правами (Digital Rights Management, DRM). Но, поскольку защищенные файлы нельзя переписать на другой носитель (например, треки, купленные на iTunes.com, можно воспроизводить только на iPod и iPhone), пользователи приобретают их без особого энтузиазма.
![Александр Козочкин и Евгений Лисицин:](http://www.iksmedia.ru/data/446/659/1236/6_EKrilova1.jpg)
В-третьих, меняется модель потребления: интернет-пользователи предпочитают не скачивать альбомы целиком, а покупать отдельные хиты, что снижает общее количество продаваемых треков.
Что происходит на рынке?
Безусловный лидер на мировом рынке цифровой музыки – Apple. Через интернет-магазин iTunes проходит более 70% всех легальных продаж. У портала 50 млн зарегистрированных пользователей, которые за время существования сервиса скачали около 4 млрд треков по цене $0,99. Таким образом, доходы Apple начиная с апреля 2003 г. составили $4 млрд. Столь высокая популярность портала iTunes объясняется его привязкой к устройствам для прослушивания музыки, производимым Apple, – плееру iPod и телефону iPhone.
Другие крупные игроки на американском и европейском рынках – музыкальные онлайн-магазины Napster, Sony, Wippit, MSN.
Азиатско-Тихоокеанский регион пока проигрывает США в абсолютных показателях, но и здесь легальные продажи устойчиво растут на 4–7% в год. Доля музыки, продаваемой через сети связи, уже составляет половину всех продаж, а к 2009 г. она достигнет 75%.
В отличие от США и Европы, в АТР основные (90%) продажи цифровой музыки идут не через компьютеры, а через сотовые телефоны. Особенно это характерно для развивающихся стран – Китая, Индии, Филиппин, Индонезии. Один только китайский сотовый оператор China Mobile ежегодно зарабатывает на продаже музыки (включая рингтоны) более $1 млрд.
![](/data/570/783/1236/6_EKrilova2.jpg)
Российский рынок похож на азиатский и соотношением мобильных и интернет-продаж, и небрежным отношением к интересам правообладателей: на пять купленных в Интернете треков
![](/data/568/783/1236/6_EKrilova3.jpg)
Но если российские покупатели потратили на приобретение музыки через Интернет только $9 млн, то доходы российских музыкальных онлайн-сервисов оказались значительно выше – основными были иностранные покупатели. Наибольшую популярность на Западе приобрел интернет-магазин AllofMP3.com. На рынке Великобритании сайт вышел на второе место по доходам, уступив только iTunes (рис. 3). Составляющими успеха AllofMP3.com, как писал в своем блоге один из британских меломанов, стали низкая цена ($0,11 за трек), обширная библиотека и приятный интерфейс.
Война с пиратством
Достижения российского сервиса не остались незамеченными: мейджоры, не желая мириться с потерями, приносимыми «вероятно, крупнейшим коммерческим интернет-пиратом в мире», развязали против него войну. Они обвинили владельца AllofMP3.com, ЗАО «Медиасервисез», в нарушении их авторских прав и потребовали компенсации в размере $1,65 трлн. Дело дошло до того, что США одним из условий вступления России в ВТО назвали закрытие AllofMP3.com*. В октябре 2006 г. платежные системы Visa и MasterCard запретили своим партнерам работать с AllofMP3.com, что привело сначала к резкому снижению доходов сайта, а затем и к его закрытию. Но компания «Медиасервисез» открыла другой аналогичный сервис – Mp3Sparks.com. Стоимость треков на нем выше – $0,12–0,25, но и его основные покупатели – западные пользователи (лидируют жители США: более 10% всей аудитории).
2007 г. положил начало процессу легализации рынка. Возросло число исков, предъявляемых к сайтам, и если раньше подобные дела заканчивались ничем, то с середины года появились прецеденты, когда деятельность интернет-магазинов признавалась незаконной (например, дела против delit.net, mp3spy.ru). Крупнейшие интернет-пираты закрылись (mp3sugar.com) либо сменили направление деятельности (delit.net стал музыкальным навигатором). Появились первые интернет-магазины, работающие напрямую с правообладателями: soundkey.ru, mp3.ru, yanga.ru, audiofind.ru, fidel.ru. Однако из-за небольших размеров каталогов и более высокой стоимости треков ($0,30–0,45 за трек) эти магазины не добились заметных результатов.
На рынок цифровой музыки начали выходить крупные интернет-провайдеры и порталы. «РБК информационные системы» купил онлайн-магазин fidel.ru, «Комкор-ТВ» открыл портал music.akado.ru, ИФД «КапиталЪ» анонсировал открытие интернет-магазина «Муз.ру» (ведутся переговоры о получении доступа к каталогам Universal Music, Warner Music, Sony BMG и EMI, а также российских компаний).
Да, сегодня в Рунете можно купить легальную музыку, но пользователи не торопятся воспользоваться такой возможностью. Зачем, если в Сети можно бесплатно скачать все что угодно? Тем не менее правообладатели надеются, что после того как с 1 января нынешнего года вступила в силу 4 часть ГК РФ, регулирующая отношения в сфере интеллектуальной собственности, правоохранительные органы начнут активно ее применять и большинство нелегальных сайтов закроется. А если российские компании найдут ценовой компромисс с мейджорами, в России наконец появится рынок легальной музыки.
В поисках выхода
В то время как российские компании пытаются договориться с крупнейшими правообладателями о снижении цен на музыку, те активно ищут новые средства сохранения доходов. Мейджоры поняли, что ужесточение борьбы с несанкционированным копированием не ведет к уменьшению потерь от продаж, и готовы рассматривать самые неожиданные варианты.
Отказ от DRM
В феврале 2007 г. с призывом отказаться от DRM-защиты аудиофайлов выступил глава Apple С. Джобс. Apple на портале iTunes Plus начала продажи незащищенных треков высокого качества (с битрейтом 256 кбит/с) по цене $1,29 (вместо привычных $0,99). Вскоре от продажи защищенных файлов отказались EMI Group и Universal Music. Рост продаж музыкального контента без DRM-защиты сегодня становится одной из определяющих тенденций музыкальной индустрии.
Распространение цифровой музыки по рекламной модели
![](/data/612/783/1236/6_EKrilova4.jpg)
Появились сообщения, что социальная сеть MySpace, принадлежащая News Corp., создает бесплатный сервис по скачиванию музыки и уже вступила в переговоры со всеми крупнейшими лейблами. MySpace будет отчислять звукозаписывающим компаниям часть своих поступлений от онлайн-рекламы.
Сотрудничество с другими участниками цепочки распространения музыки
Universal Music и Sony BMG анонсировали проект Total Music, в рамках которого операторы за фиксированную плату будут предоставлять своим абонентам услугу по бесплатному прослушиванию музыкальных композиций, принадлежащих двум рекорд-лейблам.
Недавно Apple выступила с предложением сделать свой сервис iTunes бесплатным для владельцев плееров iPod и телефонов iPhone. Фиксированная плата за пользование музыкальным сервисом будет заложена в стоимость устройств: размер доплаты за iPhone или iPod с функцией безлимитного доступа в iTunes может составить до $100. Эта схема повторяет сделку Universal Music с Nokia: за возможность неограниченного скачивания музыки с совместного портала этих компаний пользователь должен заплатить за телефон на $80 больше.
Прослушивание вместо скачивания
С ростом доступности Интернета ожидается очередная смена модели потребления музыки: вместо того чтобы скачивать файлы, пользователи будут прослушивать из Сети только любимые записи, формируя для этого персональный список воспроизведения. На рынке появляются устройства нового типа, рассчитанные на наличие постоянного доступа к Интернету, например домашний музыкальный центр Sonos, загружающий музыку напрямую с компьютера по беспроводному соединению. А последняя модель Sonos уже может скачивать файлы и из Сети – с таких музыкальных порталов, как Rhapsody. Стоимость подписки, предоставляющей доступ к 3 млн файлов, $10 в месяц. Ожидается, что скоро поддержка Rhapsody появится на многих мобильных телефонах и MP3-плеерах: о партнерстве с музыкальным порталом объявили Nokia, TiVo, Logitech и корейская фирма Reigncom (производитель плееров iRiver).
* * *
Музыкальная индустрия в том виде, к которому мы привыкли, – с дисками в ярких обложках – заканчивается. Наступает эра цифровой музыки. Каким образом мы, пользователи, будем ее приобретать, пока неясно. Но, кажется, платить за каждый трек или альбом уже не придется. Мы будем платить за возможность доступа к музыке. Если вообще придется платить.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!