Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 5 2008 | ![]() |
![]() |
Елизавета КОЗУБ  | 29 апреля 2008 |
Цифровое ТВ без перегрева
Тема перехода на цифровое ТВ, по мнению многих участников рынка вещания, в последние годы перегрелась в пылу политических и технологических дискуссий. Не пора ли взглянуть на нее не сквозь какую-либо призму, а глаза в глаза?
Только-только отшумел CSTB-2008 (см. «ИКС» № 3'2008, с. 28), а новый форум уже собрал представительную аудиторию специалистов ТВ-рынка. Дебютировавшая 2–3 апреля в Москве международная конференция и выставка Digital TV Russia 2008 (организатор infor-media) не то чтобы изменила традиционный круг спикеров и участников дискуссий о переходе на цифровое вещание, но в очередной раз показала, что таких дискуссий много не бывает. Попутно отметим: все опять смогли убедиться: чем меньше выставка, тем интереснее конференция…Цифровая Россия в мировом контексте
Интересные сведения представил на конференции А. Калин, первый заместитель генерального директора ФГУП РТРС. По данным МСЭ, к 2005 г. в мире создано 57 млрд гигабайт информации в цифровом виде, а в 2007 г. – 281 млрд гигабайт (на одного жителя Земли пришлось 45 Гбайт). Поменялась конфигурация коммуникационного рынка: формируется сектор единых электронных коммуникаций как интегрированная область телекоммуникаций, телерадиовещания, медиаиндустрии и сферы развлечений.
На общемировом фоне Россия воспринимает «цифровой» образ жизни довольно прохладно: по данным МСЭ, в прошлом году наша страна заняла 54-е место по уровню «предоставления цифровых возможностей». Однако проблемы ей приходится решать те же, что решает весь мир. Например, связанные с использованием радиочастотного спектра (РЧС) и применением стандартов.
Значение радиочастотного спектра в цифровом мире трудно переоценить. Объем мирового рынка продаж РЧС составляет $1 трлн, и одним из новых «экономических» показателей становятся «цифровые дивиденды» – РЧС, высвобожденный после прекращения аналогового вещания. «Борьба за эти «дивиденды» началась, – отметил А. Калин. – У нас она пока идет в латентной форме, а в Евросоюзе уже обсуждается на очень важных форумах, на уровне Всемирной радиоконференции».
Что же касается стандартов, Россия следует в общеевропейском русле ориентации на DVB. Характерно, что срок жизни ТВ-стандартов укорачивается: если стандарты цветного ТВ продержались почти 40 лет, то за 10–15 лет существования DVB произошли большие перемены. Сейчас разрабатываются его новые версии: DVB-SH (стандарт спутникового мобильного телевещания), DVB-T2 (повышение эффективности использования частотного спектра не менее чем на 30%), DVВ-GSE (применение IP в эфирном, кабельном и спутниковом ТВ), DVB-IPTV, DVB-C2.
Изменение системы регулирования – тоже общая тенденция для всех стран, переходящих в новую цифровую реальность. К слову, еще на CSTB-2008 были озвучены надежды на принятие во втором полугодии текущего года ФЦП развития телерадиовещания. Однако на Digital TV А. Калин посетовал: «Складывается впечатление, что вероятность принятия ФЦП в 2008 г. потихоньку снижается и надежда – на 2009 г.».
![А.Кудрявцев демонстрирует терминал LG](http://www.iksmedia.ru/data/131/723/1236/zifraTV.jpg)
Пока не принята ФЦП
Переход России на цифровое вещание пока ставит больше вопросов, чем ответов. Например, нет ответа на принципиально важный вопрос: сколько будет в эфире бесплатных каналов общего пользования? Требование государства бесплатно предоставлять социальный пакет вещания очень волнует коммерческих операторов – не только кабельных, но и спутниковых.
«Мы даже не против того, что РТРС станет взимать за это деньги, а кабельные сети будут вещать бесплатно, – отметил представитель оператора КТВ. – Но в пакет включают еще и региональные каналы. Если кабельная сеть имеет базовую станцию в региональном центре, то она, наверное, без проблем сможет передавать региональные каналы. А как, например, будет обеспечивать вещание региональных каналов «НТВ+»? В стране 89 регионов, и в каждом из них есть или будет создан свой канал. «НТВ+» будет вынужден «пригонять» в Москву 89 каналов неизвестно какого качества, а потом их обрабатывать, шифровать, «поднимать» на спутник (где тоже проблематично найти место для такого числа каналов)…».
И все-таки оно движется!
В последние два-три года тема мобильного телевидения неоднократно обсуждалась на специализированных форумах. И всегда – с некоторым разочарованием в итоге (в лучшем случае с надеждой на будущее). А. Кудрявцев предложил избавиться от заблуждений. Его выводы основаны на анализе опыта предо-ставления услуг мобильного ТВ в Италии, Японии и Корее.
Первое заблуждение состоит в том, что потенциал услуг передачи ТВ-каналов на мобильный телефон с его маленьким экраном якобы невысок. А. Кудрявцев предложил подобные обсуждения прекратить: эти услуги востребованы массово. К концу 2007 г. общее число пользователей мобильного ТВ (в основном жителей Кореи и Японии) составило 20 млн. Распространение услуги в Европе тормозится, по мнению А. Кудрявцева, регуляторными проблемами, связанными с частотами, лицензированием, законодательными недоработками. Производители телефонных аппаратов выжидают, поэтому предлагаемые ими устройства дороги, а их выбор ограничен.
Второе заблуждение связано с представлением о времени пользования услугой. Средняя продолжительность сессий составляет не 5–10 мин, как принято считать, а 28 мин. Среднее время просмотров в день одним пользователем – больше 60 мин. С учетом того что телевизор люди смотрят в среднем 3 ч в сутки, этот час свидетельствует о появлении серьезного противовеса традиционному ТВ. «Такие выводы должны отразиться на контенте, – резюмирует А. Кудрявцев. – Нужно делать и закупать не пятиминутные сюжеты, а нормальные программы на 20–25 мин».
Третье заблуждение – мобильное ТВ смотрят исключительно в пути (в машине, метро, городском транспорте). Но это – следствие решений поставщиков услуг, чьи сети не «углубляются» в жилые помещения. «Сети в Корее и Италии – уже зрелые, – отмечает А. Кудрявцев. – Раньше итальянцы утверждали, что все мобильные телепросмотры осущест-вляются на улице, и мы им верили. Но потом стало понятно, что это связано лишь с отсутствием возможностей приема мобильного ТВ внутри помещений». Впрочем, у операторов – свои расчеты. Строительство сети с «проникновением» в помещение – задача непростая, связанная со значительными инвестициями. И она будет решаться только по мере роста абонентской базы.
Наконец, четвертым заблуждением стало представление о том, что услуга мобильного ТВ востребована преимущественно тинейджерами. Оказывается, ее основные пользователи – люди хоть и молодые, но старше 30 лет. Мы с вами.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!